Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Заслуга восстания Маккавеев приписывается Матитьягу, хотя он был уже старым. Но он делал это согласно Торе, и потому заслугу приписывают ему.

«И было в конце» (41:1). Мидраш говорит (Берешит Раба 89:1): «“И было в конце” — об этом сказано: “Конец положил тьме”». Нам может показаться, что мрак вечен, и что это состояние не изменить. Но ему положен предел, и когда наступает назначенный час, происходит переворот — из тьмы выходят к великому свету.

У меня есть вопрос по алахе, — говорит рав Галинский. Допустим, человек сидит посреди пустыни в шатре, освещенном керосиновой лампой. Если кто не знает, в такой лампе есть выключатель, с помощью которого поднимают фитиль для усиления пламени или опускают его, чтобы уменьшить огонь. Может ли человек исполнить заповедь зажигать свечу Хануки тем, что поднимет фитиль, и огонь захватит дополнительную его часть? Если говорить о шаббате, очевидно, такое действие было бы нарушением запрета зажигать огонь. Быть может, вы скажете, что в Хануку нужно зажечь отдельную свечу? Но мы видим, что гость обязан зажигать свечу Хануки, однако вместо этого он может просто использовать вместе с хозяином дома общее масло (Шаббат 23 а). А Рашба написал, что достаточно использовать общий фитиль (респонсы Рашба, 1:542).

Если все верно, у нас есть вариант свечи Хануки, светом которой будет разрешено пользоваться. Ведь в такой керосиновой лампе соединяются вместе обычная свеча и свеча заповеди!

Вы, возможно, спросите, с каких это пор я стал постанавливать алаху. Но у меня не было выбора! Мы были в Сибири, действовали ради укрепления иудаизма (это длинная история), и в итоге меня арестовали. Я оказался в камере вместе с восемьюдесятью заключенными — ворами и убийцами, низким сбродом. Но они как раз очень уважали меня. Увидели, что я держусь подальше от их еды и погружен в мой собственный мир, в молитву и изучение книг, и стали подходить ко мне посоветоваться и получить благословение.

Настал первый вечер Хануки. Вот вам и «возвещение о чуде на глазах у греков». Не было не только свечей, но даже спичек. Камера освещалась керосиновой лампой, излучавшей тусклый свет. Никто и не думал о том, чтобы увеличить огонь, поскольку тогда керосин быстро закончился бы, и все остались бы в темноте до утра.

Я сказал заключенным: «Послушайте, мне нужно выполнить заповедь моей религии. Могу я усилить огонь лампы на полчаса?» Они согласились. Один из них, грубый мужик, понес меня на плечах. Я произнес три благословения и повернул выключатель лампы…

Но меня постигла неудача — я повернул его не в ту сторону. Фитиль опустился, и огонь погас, а в камере воцарилась полная темнота. Мужик тут же опустил меня, а восемьдесят заключенных начали кричать: «Свет, свет!» Они стали греметь и стучать по стенам. Ужас, что началось! В камеру ворвалась тюремная охрана с оружием наготове. Бунт заключенных!

«Кто погасил свет?» — заревели тюремщики и зажгли его снова.

Со всех сторон стали указывать на меня: «Он!» Не хватало им еще группового наказания. Я встал и признался: «Я».

Мне не нужно было напоминать, сколько тюремных правил я нарушил. «На три дня в карцер!» — постановил начальник охраны.

«Вот и прекрасно!» — засмеялся я.

«Что прекрасно?» — удивился он.

Кто испытал на себе карцер так, как это пришлось пережить мне, тот будет дрожать от одного лишь упоминания о нем. Там даже лежать было невозможно, вытянув ноги. С трудом можно было сидеть с согнутыми коленями. А что уж говорить о том, что пол там покрыт грязью и кишит крысами. В общем, кошмар и ужас. А я тут радуюсь.

Я посмотрел на начальника с улыбкой: «А почему ты не спрашиваешь, зачем я погасил лампу?»

«Действительно, зачем ты ее погасил?»

В целом за мной не было репутации того, кто создает проблемы.

«Чтобы исполнить заповедь моей религии», — ответил я.

Он нахмурил лоб и прищурил глаза: «Заповедь религии — погасить лампу?»

«Заповедь — оказаться в карцере на эти дни», — ответил я.

Гнев его бушевал: «Что за еврейская наглость?! Мы, коммунисты, атеисты, позволим ему исполнять заповеди его религии?! Нет уж, останешься в общей камере!» — зарычал он и хлопнул дверью.

Вот вам и чудо Хануки. «Соблюдающий заповедь не познает никакого зла», «С лукавыми поступай по лукавству их».

Там у меня было много времени поразмышлять.

Что собственно произошло? Я хотел исполнить заповедь, но вместо того, чтобы повернуть выключатель влево, я повернул его вправо. Вместо увеличения огня я окончательно его погасил. И что мне было делать? Надо было спросить тех, кто знал, в какую сторону поворачивать — вправо или влево.

Ведь как раз об этом говорили наши мудрецы: «“Не уклоняйся от того, что скажут тебе, ни вправо, ни влево” (Дварим 17:11) — даже если тебе скажут о правом, что это левое, а о левом — что правое, а тем более, если скажут о правом — правое, а о левом — левое» (Раши). Мы ведь как слепые — не знаем, где право, где лево. Так часто мы думаем, что нужно вести себя определенным образом, а на самом деле все должно было быть как раз наоборот.

Матитьягу лишь короткое время стоял во главе восстания. Вскоре его сын Йеуда Маккавей взял управление в свои руки, одержал победу и короновал себя царем, а заодно и первосвященником. Братья его последовали за ним, и все они погибли от меча.

Заслуга восстания Маккавеев приписывается Матитьягу, хотя он был уже старым, умер вскоре после начала войны и делал все, опираясь на помощь своих сыновей. Но он делал это согласно Торе, и потому заслугу приписывают ему.

А сыновья его погибли от меча. Почему? Вот что пишет об этом Рамбан (Берешит 49:10): «Таково было наказание Хашмонаев во времена второго храма. Они были великими праведниками, и не будь их — Тора и заповеди оказались бы потеряны для Израиля. Но тем не менее их постигла великая кара. Все потомки старца Хашмоная царствовали друг за другом, и несмотря на их силу и успех, они пали от мечей своих врагов. Отчего настигло их это наказание? Мудрецы сказали (Бава Батра 3 б): “Каждый, кто говорит, что он из потомков Хашмонаев, — раб”, потому что все они были истреблены из-за того, что нарушили завещание нашего отца Яакова (“Да не отойдет скипетр от Йеуды”, а они не были из колена Йеуды). Им воздали мерой за меру — Всевышний дал их рабам власть над ними, и те истребили их».

Рамбан подчеркивает, что это не заповедь из Торы, но «завещание Яакова» — разум Торы.

Их успех был обусловлен тем, что они прислушивались к разуму Торы, исходящему от их праведного отца. А падение произошло из-за того, что проигнорировали разум Торы нашего отца Яакова. Когда поворачиваешь выключатель не в ту сторону, свет гаснет! (Ве-игадта)


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Как долго нужно встречаться до свадьбы?

Вчера, отвечает Хана Лернер

Как избавиться от порнозависимости?

29 мая, отвечает Рав Ашер Кушнир

Мой жених считает, что если его бывшая жена не примет меня, нам надо развестись...

28 мая, отвечает Мира Вайсбин

Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.