Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Каждый, кто хочет получить благословение от Б-га себе и потомкам — вечное благословение в духовном и в материальном, должен устремиться к деятельности, которая поможет прибавить людям заслуг

«И будет ему и его потомству после него союзом служения вечным» (25:13). Одним из тринадцати принципов еврейской веры, как сформулировал их Рамбам, является вера в награду и наказание: «Я верю совершенной верой, что Творец дарует благо соблюдающим Его заповеди и наказывает нарушающих Его заповеди». Этот принцип находит яркое выражение в нашей главе: народ Израиля в Шиттиме поддался злому плану Билама и согрешил с дочерьми Моава. Тогда в народе началась эпидемия, «и было павших от мора двадцать четыре тысячи». Всевышний едва не истребил сынов Израиля за этот грех. Однако, Пинхас совершил благородный акт — он возревновал за Б-га и искупил евреев, получив огромную награду. Это был духовный дар: «Союз вечного служения», но и в нашем мире его ждала награда: «Пинхас — это Элияу» (Бава Меция 114 б) — вечная жизнь. Это награда на все поколения: «И будет ему и его потомству после него». Первосвященники были его потомками! (Звахим 101 б)

Мидьянцы, которые ввели в грех сынов Израиля развратом и мерзостью, получили наказание. Оно также было двойным. С одной стороны, они были наказаны смертью: «Враждуйте с мидьянцами и поражайте их, ибо враждебны они вам в своих кознях, которые замышляли против вас в деле Пеора». Были убиты все их мужчины и большинство женщин. Так погибнут и все остальные, кто попытается ввести в грех святой народ, кто замыслит отдалить его от Всесильного Б-га. С другой стороны, на все поколения они были отдалены от народа Б-жьего: «Да не войдут они в общину вовеки» (Дварим 23:4).

Мы видим отсюда, как велика сила заповеди и награда за нее, и как ужасен вред от греха в момент его совершения и на все поколения.

Но если поразмыслить, становится видно, что хотя заповедь Пинхаса была очень велика и была исполнена самоотверженно, награду он получил не за это. Не за то, что рисковал жизнью, и не за ревность Б-жью, что возгорелась в нем. Мидьянцы тоже были наказаны не за сам грех и осквернение, не за то, что отдали своих дочерей на разврат и служение Пеору. Не за это была дарована награда и не за это пришло наказание.

Верно, что Пинхас как ревнитель подвергал себя опасности. Но за что он получил такую огромную награду? «Пинхас, сын Элиэзера, сын Аарона-священника, отвратил Мой гнев от сынов Израиля, и Я не истребил сынов Израиля в Своей ревности. Поэтому скажи: вот Я дарую ему Мой союз мира». Иными словами, его собственный поступок при всей его важности меркнет на фоне спасения народа Израиля.

Также и у мидьянцев — их грех и разврат, осквернение и низость выглядят маленькими в сравнении с главной их виной: «Ибо враждебны они вам в своих кознях». То есть они ввели в грех, причинили вред другим людям.

Отсюда мы учим, что вершина награды дается за спасение других, высшее наказание — за введение других в грех.

Каждый, кто хочет получить благословение от Б-га себе и потомкам — вечное благословение в духовном и в материальном, должен устремиться к деятельности, которая поможет прибавить людям заслуг. Нужно деликатно влиять на других, подавать личный пример, беседовать, делать добро. Можно ведь так много дать ближним! Общество жаждет слова Б-жьего, стремится услышать, приблизиться…

Если открыть новый урок по Торе, это будет несравненной заслугой. Но и участие в другом уроке, помимо ценности изученного на нем, становится поддержкой в его проведении и тоже попадает в категорию помощи ближним. Кроме важности такого поступка и награды в будущем мире, автор книги «Ховот а-Левавот» написал, что, прибавляя заслуг другим, мы удостаиваемся награды и в этом мире.

В нашем поколении борются страшные силы. «Мидьянцы» пытаются вырвать все с корнем, осквернить и ввести в грех. Кругом ненавистники религии и преследователи традиции с «левой стороны», взявшие себе в помощь рекламу и порочные средства массовой информации. Приспешники Сатана многочисленны, а от каждого из нас требуется быть как Пинхас и заградить собой брешь в стене.

Но каковы наши силы остановить этот поток? Гмара говорит, что «десять чудес были сделаны для Пинхаса». Мы сделаем то, что зависит от нас, а Б-г придет нам на помощь, и духовная эпидемия закончится (Майян а-Шавуа).


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Как долго нужно встречаться до свадьбы?

Вчера, отвечает Хана Лернер

Как избавиться от порнозависимости?

29 мая, отвечает Рав Ашер Кушнир

Мой жених считает, что если его бывшая жена не примет меня, нам надо развестись...

28 мая, отвечает Мира Вайсбин

Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.