«Когда придете в страну… и будет земля покоиться для Б-га» (25:2). В 1980 году рав Гросман, ныне главный раввин в городе Эльад, занимал этот пост в Иорданской долине. На одном из уроков он преподавал законы Шмиты и, комментируя фразу «Когда скажете: что есть будем?», много говорил об уверенности и уповании на Б-га. Один из присутствующих, еврей по имени Апи, сказал: «Если уважаемый рав может гарантировать, что я получу обещанное в Торе благословение, тогда стану соблюдать Шмиту».
Жизнь в Иорданской долине в основном зависела от сельского хозяйства. Рав ничего не ответил сразу, но решил посоветоваться. Он поехал в Иерусалим и спросил мнение рава Элияшева, который ответил: «Нельзя ничего гарантировать. Некоторые полагают, что данное Торой обещание относится ко всему народу Израиля, а не к отдельным людям. Но вы можете обещать ему, что он получит большую помощь свыше, и Всевышний поддержит его».
Вернувшись, рав Гросман ответил Апи: «Могу обещать только, что в убытке не останешься». Такой ответ вполне удовлетворил его. Апи стал секретарем в администрации поселения — должность, которая почти не приносит дохода, — и в тот год пережил неописуемые трудности.
Прошел год Шмиты, и рав встретил его на пост Гедалии. Завершив пост, выпили «лехаим», поскольку Апи справился с испытанием. Настало время готовить поля. Проблема состояла в том, что обычно семена выдавались администрацией, а платили за них после посева, в конце года. Но теперь время посева уже закончилось, как и раздача семян. Апи хотел засеять свои поля, пришел к начальству, но там ему ответили, что уже слишком поздно.
Будучи в бедственном положении, он попытался задействовать свои связи. У него был друг в администрации, который, желая помочь, сказал: «Ничего не осталось, но есть еще много семян сельдерея низкого качества. Лучше уж дать тебе их бесплатно, чем на свалку выбрасывать». Взял Апи семена сельдерея и засеял все имевшиеся у него поля. Такое количество сельдерея — это было нечто неслыханное!
Всем на удивление, сельдерей вырос огромных размеров — втрое больше обычного размера. Целые поля были покрыты этим растением, по высоте доходившим до пояса! Народ в поселении спрашивал его с насмешкой, что он будет делать со всем этим сельдереем. Но Апи отвечал с полной уверенностью: «Я свое дело сделал, а Всевышний сделает Свое».
Однажды у рава Гросмана раздался телефонный звонок. Это был Апи, который позвал рава срочно приехать в к нему. Он рассказал, что приятель, давший ему этим семена, недавно позвонил ему и спросил: «Скажи, Апи, ты помнишь семена сельдерея, которые я дал тебе? Ты что-нибудь сделал с ними?»
«Спрашиваешь, сделал ли я с ними что-нибудь? — ответил тот, — Я ем сельдерей, дышу сельдереем, сплю на нем, и все называют меня сельдерейщиком!»
«Отлично, — сказал его друг, — на рынке сельдерей стоит половину доллара. Ты сможешь продать одну упаковку за три доллара, а если захочешь, то и за четыре или за пять».
На вопрос, что случилось, ему рассказали, что за последние две недели в Европу пришли холода. Кругом все замерзло, а люди не выходят из дому. Все хотят поесть горячего супа, а движение в странах парализовано. Нет сельдерея — повсюду мороз. Владельцы магазинов и торговых сетей по всей Европе ищут поставки сельдерея. Ведь без него и супа-то настоящего не поешь! «Задействуй рабочих, сколько сможешь, а я позабочусь о транспортировке по всей Европе», — закончил друг свою речь.
Рав Гросман рассказывал с чувством об увиденной им картине: сотни арабов из деревень и евреев из Иорданской долины днем и ночью работали в поле. Дети и взрослые вместе участвовали в деле — все собирали листья сельдерея. Целый эшелон грузовиков ждал, чтобы двинуться оттуда в аэропорт. А далее — во все страны Европы! Это было перед Пуримом, а к Песаху рав Гросман попросил для себя немного сельдерея, но не осталось даже одного листочка!
Эта реальная история иллюстрирует чудеса Б-жьего провидения, которых удостаиваются «Могучие силой, исполняющие слово Его». Нет сомнений, такой рассказ способен вызвать в человеке огромное чувство уверенности в Том, по слову Которого возник мир! (Эмуна Шлема)
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.