«Всесожжение на костре, на жервтеннике всю ночь до утра» (6:2). В слове «костер» (мокда) стоит маленькая буква Мем, тогда как во фразе «Искренним будь с Б-гом Всесильным твоим» (Дварим 18:19) буква Тав из слова «искренний» (тамим) — большая.
Раби из Коцка учит из этого, что человек должен иметь большую веру и искренность с Творцом, как об этом говорит Бааль Турим: «Если будешь искренним, ты словно выполнишь этим всю Тору от начала и до конца». Но когда речь идет о пламенном стремлении — о «костре», то бывают случаи, когда нужно стараться исполнять все взвешенно, а огонь своих стремлений скрывать, в некоторой мере даже уменьшая его. Вот почему буква Мем написана маленькой. Что же касается доверия к Творцу (тмимут), оно должно быть полностью совершенным, даже если это связано с усилиями и большими трудностями.
Хатам Софер в ночь Песаха говорил своим потомкам следующее:
«Дети мои и внуки, послушайте хорошенько. У народа Израиля было два испытания в Египте перед избавлением. Они же станут и последними испытаниями перед приходом Машиаха.
Первым было испытание деньгами. Когда Египет поразило тьмой, и несколько дней царил мрак, сыны Израиля видели дома египтян и их большое богатство. Сердце евреев желало разграбить и взять себе все, что попадется под руку, из чувства мести за годы мучений и рабства. Единственное, что удержало их от этого, — это вера в обещание Б-га, что в итоге они выйдут оттуда с большим имуществом.
Вторым было испытание страхом. В ночь Песаха евреи укрывались в своих домах и слышали снаружи крики и вопли вследствие умертвления первенцев. Таких криков еще никогда не слыхали в стране египетской. А сыны Израиля, по правде говоря, не знали наверняка, доносятся ли эти ужасающие голоса из домов египтян, паникующих в виду гибели своих сыновей, или, быть может, голоса слышны также и из еврейских домов, где тоже царит смерть. Но несмотря на это, никто из них не вышел за порог дома до утра, поскольку верили и уповали на слова Моше. Они верили, что ужасные крики, доходящие до их ушей, — следствие гибели первенцев Египта.
Следовательно, народ Израиля выдержал эти тяжкие испытания в заслугу совершенной веры в Б-га и в служителя Его Моше. Два эти испытания, — говорил Хатам Софер, — будут и перед последним избавлением. В ту пору еврейский народ снова спасется лишь в силу доверия к великим мудрецам поколения».
Возможно, это объясняет, почему ученики ешив на юге страны продолжали учиться, когда рядом с ними падали бомбы, и не ушли оттуда, пока главы поколения не указали им сделать это. Это и есть испытание страхом, о котором говорил Хатам Софер. Испытание деньгами в нашем поколении тоже нелегкое. Но учащиеся продолжают сидеть за книгами, даже и когда им вновь и вновь урезают и без того бедную стипендию и ограничивают в других сферах.
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.