«Мать и отца своих бойтесь и субботы мои соблюдайте» (Ахарей 19:3). Сорок лет тому назад в Израиле была создана одна из первых организаций, поставившая перед собой цель знакомить нерелигиозную молодежь с иудаизмом. Одним из сотрудников организации был раввин Галинский.
Как-то раз его повстречал знакомый, член социалистической партии МАПАМ, человек атеистических взглядов: «Галинский, я тебя знаю еще по Литве. Что вы творите с нашими детьми? Мой собственный сын стал религиозным!»
Через несколько дней Галинского вызвал к себе глава ешивы, в которой он учился. Оказалось, что в одном из театров Рамат-Гана должен пройти символический суд над «религиозными фанатиками». «Так вот, — сказал глава ешивы, — истцом будет твой знакомый из МАПАМ, а потому в качестве защитника было решено послать тебя». Никакие аргументы не помогли, и р. Галинский стал вырабатывать линию защиты.
Наступил назначенный день. В театре собралась городская интеллигенция. Истец красноречиво поведал о том, как дети из хороших семей меняют идеалы всеобщего равенства и братства на законы тысячелетней давности.
Внезапно на сцену вышел молодой человек в костюме и шляпе. «Вы кто?» — удивленно поинтересовался ведущий. Незваный гость улыбнулся и назвал свое имя — это был сын того самого партийца.
Юноша пояснил: «Меня удивило, что ваш суд проходит при отсутствии конкретного обвиняемого. Поэтому я решил сыграть его роль». Публика зааплодировала. Молодой человек не производил впечатления фанатика и мракобеса.
Процесс начался. Отец юноши процитировал заповедь «Почитай отца и мать твоих» (Шмот 20:12) и пожаловался: «Когда наши дети становятся религиозными, они отказываются есть из нашей посуды и ездить с нами на море по субботам! Где же тут почитание родителей?»
Юноша вежливо поднял руку. «Папа, — сказал он, — что я делаю, когда ты входишь в комнату?» — «Встаешь, — пробормотал отец, — но как это связано с темой нашего процесса?» — «А когда ты просишь что-нибудь, как быстро я исполняю просьбу?» — «Сразу же», — кивнул головой мужчина. — «Папа, у меня еще один вопрос к тебе: вел ли я себя подобным образом до того, как стал религиозным?»
Партийный чиновник застыл с открытым ртом. Его сын продолжил: «Сказано в Торе: “Мать и отца своих бойтесь и субботы мои соблюдайте”. Комментатор Раши поясняет: суббота и родители упомянуты в одном предложении для того, чтобы однозначно указать — если отец требует, чтобы вы нарушили субботу, либо другую заповедь, этого делать нельзя. Несмотря на почет, любовь и уважение, которое мы должны оказывать родителям».
В зале раздались аплодисменты. «Что думает об этом адвокат обвиняемого?» — спросил ведущий вечера. Р. Галинский улыбнулся: «Я предлагаю сторонам пойти на компромисс — пусть родители тоже исполняют заповеди. Таким образом молодой человек сможет и отца с матерью уважать, и Тору не нарушать».
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.