«Вот родословная Ицхака, сына Авраама: Авраам родил Ицхака» (Толдот 25:19). Почему Тора еще раз напоминает, что Авраам родил Ицхака? Раши объясняет, что злые языки сплетничали: Сара-де забеременела от Авимелеха, ведь она прожила с Авраамом несколько лет, но осталась бездетной. Поэтому Всевышний сделал Ицхака внешне максимально похожим на Авраама, так, что люди, которые его видели, подтверждали: «Авраам родил Ицхака!»
На первый взгляд непонятно, почему насмешники выдумали историю про адюльтер с Авимелехом. С одной стороны, Авраам не был бездетным — за несколько лет до рождения Ицхака появился на свет первенец Ишмаэль. С другой стороны, Сара действительная была бездетной, и поэтому она иронично реагировала на весть о том, что ей предстоит родить Ицхака: «Сара внутренне рассмеялась, сказав: после того, как я состарилась, будет у меня молодость?» (Берешит 18:12) Сфорно сравнивает чудо, которое совершил Б-г с Сарой, с воскрешением мертвых. Поэтому как появилась на свет эта глупая и необоснованная сплетня?
Дело в том, что насмешники не ищут логических объяснений. Они рассказывают абсолютные небылицы для того, чтобы опорочить всё чистое и святое. Поэтому Всевышний одним махом выбил почву из-под ног сплетников, сделав Ицхака похожим на Авраама.
Злые языки не хотят, чтобы в еврейском народе была преемственность — от Авраама к Ицхаку, от Ицхака к Яакову. Всегда и всюду есть свои скептики, которые мечтают прервать связь поколений. Поэтому мы, в свою очередь, должны позаботиться о том, чтобы наше поведение было похоже на поведение праотцев и праматерей.
В Иерусалимском талмуде написано, что у царя Ахаза, который был закоренелым грешником, нет доли в грядущем мире. Почему? Потому что его отец Йотам и его сын Хизкиягу были праведниками. Сам же Ахаз грубо прервал связь поколений.
К сожалению, похожая ситуация произошла в Израиле. В еврейских тюрьмах сидят евреи-воры и евреи-убийцы. Каждый из них повинен в своем моральном падении, но основная вина должна лечь на учителей и родителей, которые отреклись от предыдущих «галутных» поколений и решили выковать «нового человека».
Рассказывают, что в 50-х годах местный воришка забирался в дома через печную трубу. Немало квартир он обчистил подобным образом. Однажды грабитель выбрал трубу пошире, пролез… и обнаружил, что находится в кабинете местного раввина. Несмотря на позднее время, раввин сидел за столом и изучал Талмуд.
Воришка, у которого были религиозные предки, смутился. «Что вам нужно?» — вежливо обратился к нему раввин. — «Ребе, я пришел задать важный вопрос». Раввин сделал вид, что не удивлен визитом незваного гостя: «Слушаю вас внимательно». — «Ребе, — взмолился грабитель, — как мне выбраться обратно на крышу?!»
Однажды автора этих строк пригласили в светскую школу. Я обратился к первому попавшемуся ученику с вопросом: «Когда твоя мама зажигает свечи?» Ребенок тут же ответил: «Когда дома нет электричества!»
Вот она, прерванная связь поколений..
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.