Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

«И поднялась Ривка и ее девушки, и сели они на верблюдов, и последовали за мужем» (Хаей-Сара 24:61). Зачем нужны такие подробности? Почему нам необходимо знать, кто за кем ехал? Чтобы ответить на эти вопросы, процитируем Талмуд.

«Маноах, отец Шимшона (Самсона), был необразованным человеком. Написано: “И пошел Маноах за своей женой” (Шофтим 13:11). Сказал рав Аши: он даже в талмуд-торе не учился, ибо сказано: “И поднялась Ривка (…) и последовали за мужем”. За мужем, а не муж за ней!» (трактат «Брахот» 61а)

Тора учит нас правилам повседневного поведения, а также законам скромности. Во времена Талмуда дети с малых лет знали, что не мужчина должен идти за женщиной, а наоборот, поскольку это нескромно. Ученики талмуд-торы не просто читали Пятикнижие, а усваивали приведенные в нем законы и применяли их в повседневной жизни.

Но кто сказал, что Маноах не учился в талмуд-торе? А может быть, он просто прозевал тот момент, когда меламед преподавал главу «Хаей-Сара»? Прежде, чем мы ответим на этот вопрос, давайте сделаем небольшой исторический экскурс.

Как известно, грядущее Избавление напрямую связано с уничтожением памяти об Амалеке. Царь Шауль был направлен с этой миссией, но не выполнил ее. Царь Давид послал военачальника Йоава, но тот уничтожил только мужчин-амалекитян (Млахим 1 11:15). В Талмуде написано, что когда Йоав вернулся с поля боя, Давид спросил его, в чем причина такого выборочного исполнения Б-жественного повеления. Тот ответил: «В Торе написано: “Сотри мужчин (захар) Амалека” (Дварим 25:19)». Царь удивился: «Нет, заповедь гласит: “Сотри память (зехер) об Амалеке”! Йоав объяснил, что его учили читать “захар”, а не “зехер”.»

Тогда Давид нашел раввина, у которого в детстве учился Йоав, и процитировал ему стих из книги пророка Йермиягу: «Проклят тот, кто нерадиво исполняет дело Г-сподне, и проклят тот, кто меч свой отвращает от кровопролития» (Йермиягу 48:10).

В комментариях Тосафот объясняется, что этот раввин учил детей правильному прочтению слова зехер. Но вина его заключалась в том, что он не удосужился проверить учеников и убедиться, что абсолютно все читают правильно.

Учитель должен проверять познания учеников. Соответственно, если Маноаху не было известно, что мужчина должен идти впереди женщины, вывод напрашивается один-единственный: он не учился в талмуд-торе!


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Как долго нужно встречаться до свадьбы?

Вчера, отвечает Хана Лернер

Как избавиться от порнозависимости?

29 мая, отвечает Рав Ашер Кушнир

Мой жених считает, что если его бывшая жена не примет меня, нам надо развестись...

28 мая, отвечает Мира Вайсбин

Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.