Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

«До завершения» (31:30) «Святой еврей» обратился к своему ученику ребе Буниму из Пшисхе: — Скажи пасук и слово Торы о нем, — и тот сказал: — И сказал Моше в уши всей общины Израиля слова этой песни до завершения.

Поразился ребе из Пшисхе: Какая удивительная находка!

А ребе из Александр, который был там, спросил: «Что за радость великая»?

Сказал ему: ты же умный, подумай сам.

Цель слов Торы — выпрямить сердца, как написано: «Он откроет сердца наши Торой Своей».

Объясняет рав Нахум Лисман — посредством Торы.

Когда пришел к ребе из Коцка ученик и сказал, что выучил весь Талмуд, спросил его: «И чему тебя Талмуд научил»?

Арамейца Доэга, главу бейт дина, Всевышний наградил званием «великого в Торе» (Санедрин 106), но он потерял свой мир, и нет у него будущего мира (Санедрин 90), потому что его плохие качества характера поглотили его, и сердце его было полно слизи (Хагига 15). Почему же слова Торы не вернули его на хороший путь? Потому что были для него чем-то внешним (Санедрин 106), не проникали в сердце. Тогда Тора становится смертельным ядом, потому что с ее помощью можно оправдать 150 гадостей и преступлений.

Знай, что в Рош ашана выясняют не только, что ты учил, но и насколько ты стал лучше. Не только количество знаний, но и насколько лучше стало твое сердце, и стал совершеннее ты. Как слова этой песни сделали тебя целостнее?

В сборнике Ор а-левана, изданном в Джербе в 5678 году, есть рассказ, который передавался от отца к сыну от дней рава Шрира-гаона, который жил в Вавилоне около тысячи лет назад.

Умер один уважаемый еврей, и его сыновья стали делить наследство. Среди прочего отец оставил дорогую древнюю Тору, написанную рукой пророка Эзры. Один из сыновей был готов отказаться от своей доли наследства за эту Тору. В итоге браться бросили жребий, и досталась она именно ему.

В субботу, когда собрались читать Тору, открылась ужасная ошибка. Поразились они: как могла вкрасться такая ошибка в Сефер Тору самого Эзры?

Вернули свиток в шкаф, чтобы поправить к субботе.

А ночью к сыну во сне пришел отец и сказал: «Знай, дорогой сын, что в Торе Эзры-коэна не было ошибок. Это сделал один злодей, и он уже наказан за это: глаз за глаз. Он стер букву айн (что значит “глаз”) и ослеп». И добавил: «А Тору ты не поправляй. Решили на небесах послать для этого самого Эзру-софера».

Он рассказал этот сон. Пошли все посмотреть, и увидели, что буква в свитке Торы уже исправлена. Потом встретили того злодея, а тот слеп на оба глаза.

Кстати: Покойники, как известно, освобождены от исполнения заповедей (Шабат 30), а кто не обязан их исполнять, не имеет права писать Сефер Тору, тогда как же Эзра написал эту букву после смерти?

Но в трактате Ктубот (103) написано, что Рабейну аКадош после смерти каждый шабат являлся домой, чтобы сделать Кидуш. И в «Сефер хасидим» написано, что праведники после смерти называются живыми и обязаны соблюдать заповеди.

И рабейну Хида писал (Шем агдолим 1:199), что, исходя из этого, понятен рассказ (в Беэмек амелех) о том, что однажды евреи Хеврона, когда не было миньяна в Йом Кипур, попросили, чтобы его дополнил праотец Авраам. Поэтому молятся на могилах праведников, хотя не молятся в четырех амот (локтях) от покойников, чтобы «не дразнить несчастных» (Орах хаим 71), ведь это сказано не о праведниках, о которых написано (Бава мециа 87), что они молятся и после смерти.

ЖИВОТЫ СВОИ ПРЕВРАЩАЮТ В БОГОВ

«И стали пищей» (31:17) «И оставил их, и скрыл от них Свое лицо, и стали пищей». Что значит «стали пищей»? Перевод — враги стали их разрушать, не дай Б-г. Ненавистник стал их пожирать. Но гаон рав Залман Сороцкин объяснял иначе: когда человек делает, что хочет Всевышний, у жизни его есть цель и смысл. Он возвышается в Торе, очищает качества характера, прибавляет в заповедях. Поднимается в вечную жизнь по ступенькам лестницы, стоящей на земле, вершина которой уходит в небо. Но когда человек удаляется от Творца, а Творец удаляется от него — какой смысл в жизни? «И стал пищей».

Кто-то восхищался французской культурой: «У этого народа 400 видов сыра»!..

Не то, что мы, не дай Б-г, относимся пренебрежительно к четыремстам видам сыра. Талмуд (Недарим 50) рассказывает, как на суд Торы к Рабейну аКадош пришли двое: тот обещал научить готовить тысяче видов компота, а научил только восьмистам видов… И Рабейну очень удивился и сказал: «Видели, сколько вкусов есть в плодах Творца!» (Раши) Каждый вид еды может быть поводом поблагодарить Творца за то, что «не оставил недостатка в мире его» (Брахот 43). И в будущем даст человек отчет за всякий плод, что не попробовал (Йерушалми, Кидушин), потому что для кого Он это создал, если не для тебя — чтобы ты сказал ему спасибо!..

Рамбам пишет страшные слова (Шмона праким, 5) о том, кто ест только потому, что вкусно: «Этот человек и скотина для меня равны».

По сути, еда как горючее, позволяет машине двигаться, но кто скажет, что нужна само по себе.

И машина сделана, чтобы ехать.

В Биркат а-мазон говорят: «Снабжай нас, обеспечивай нас, давай нам прибыль…чтобы не приходилось нам зависеть от подарков плоти и крови». И Гаон раби Нисим Хадад из Туниса цитировал из одной книги: История о льве, царе зверей, потерявшем силу. Убегали от него олени, и не мог их догнать.

Голодал лев, истощал, остались только кожа до кости. Бредет по дороге, а перед ним встала наглая раскормленная собака. Открыла пасть и начала издеваться: — Шалом, господин царь. Почему обеднел, отчего плохо выглядишь? Не лучше ли прибиться к людям, сторожить их дворы и дома, нести их ношу и служить им, было бы полно всякой вкусной еды, что хочешь — чем гоняться по полям за дичью и оставаться голодным? Учись у меня. Как я стал им служить, растолстел, разжирел, и крыша над головой, и держат меня на хорошей цепи, и кормят мясом, жиром и костями!

Ответил лев: — У тебя от жира заплыли глаза, перестал различать ты честь от позора! Лучше быть на свободе голодным и тощим, чем откормленным рабом!

Закончил рав историю и сказал: всякий человек, которому дорога его честь, чисты его руки и сердце, поймет: кто тянет руку за подаянием, чтобы жить спокойно и обеспеченно, становится «рабом дающего», как пес, сующий голову в ошейник, чтобы питаться костями и мясом. Учись у льва — лучше быть худым, но свободным. «Довольство малым, спасающее от нищеты, лучше богатства с позором и низостью»!


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Как долго нужно встречаться до свадьбы?

Вчера, отвечает Хана Лернер

Как избавиться от порнозависимости?

29 мая, отвечает Рав Ашер Кушнир

Мой жених считает, что если его бывшая жена не примет меня, нам надо развестись...

28 мая, отвечает Мира Вайсбин

Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.