«И с брата твоего не бери лихвы… чтобы благословил тебя АШем Господь твой во всех твоих делах» (23:20-21)
Тора дает нам здесь ключ к благословению и успеху во всех наших делах. Какой? Быть внимательным к запрету рибит.
Тора обещает благословение материальное и духовное всякому, кто не переступит этот страшный запрет, который многие игнорируют в то или иное время. О том, кто дает деньги под проценты, говорит Талмуд, что его деньги спускаются в нужник, не остаются в наследство, и всякие другие позорные вещи.
А деньги, приобретенные по праву, без подозрения в рибите, приносят благословения, о чем рассказывает следующая история.
Жители Иерусалима были в страшных долгах из-за процентов, под которые им ссужали арабы. Община нищала и, не видя выхода, решила послать за границу двух великих светочей, гаона раби Альгази и рабейну Якова Хазана, чтобы нашли спонсоров для спасения общины и ученых Торы. Глубочайшие знания в открытой Торе и в ее тайнах сделали их известными в мире. Когда приехали они во Франкфурт, гаон Хатам Софер, в частности, рекомендовал помочь им тому, кто поддерживал тамошнюю общину, раби Дану Гугенхайму, и в конце их пребывания тот провожал их из города.
Перед расставанием рав Альгази сунул руку за пазуху, достал крупную сумму и передал ему, сказав, что получил ее от некоего Лилиенталя. Ему кажется, эти деньги некошерные, и он не хочет осквернять Иерусалим! И поскольку в нечистых деньгах нет святости, попросил вернуть деньги.
Гугенхайму ничего не оставалось, как вернуть их дарителю. А тот очень рассердился, что ему швырнули деньги в лицо, и решил, что все равно сделает так, чтобы рав их использовал в своем доме учения. Прервал свои дела и приехал в Иерусалим, пока рав Альгази еще был за границей, собирая пожертвования. Пришел Лилиенталь в ешиву кабалистов Бейт Эль и решил сменить там всю старую мебель на новую, красивую и дорогую. Понятно, что они очень обрадовались.
Но в скором времени в ешиву вернулся рав Альгази и пришел в бейт мидраш. Заметил новую мебель и спросил: Откуда? От нее исходит скверный запах тумы, невозможно на ней учить Тору в чистоте.
Причина в том, что Лилиенталь приобрел богатство, давая деньги под проценты!
Многие спотыкаются на законах рибита, поскольку они касаются разных сфер, но можно избежать нарушения запрета, спрашивая советов у раввинов, хорошо знающих эту тему.
Обратим внимание. Когда берут у друга несколько шекелей, ручку, или даже дети одалживают сладость, нельзя об этом забывать, чтобы не возникло нарушения этих законов, и благословил тебя АШем Господь твой во всех твоих делах.
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.