«Лицом к лицу говорил с вами Ашем» (5:4). Этот заголовок вызывает удивление. Слова лемутав билвад — только получателю встречаются обычно в деловой сфере.
Что такое битахон — уверенность, надежность, надежда?
Торговец должен послать деньги, и посылает чек. Как обеспечить, чтобы дошел до нужного человека в целости и сохранности, и никто его не присвоил? Хорошо бы послать нарочного, курьера, чтобы передал из рук в руки, но есть опасность, что один скажет «я передал», а другой скажет «я не получал». Или тот получит и потеряет, а чек найдет другой и получит деньги. Или кто-то прибавит к сумме на чеке ноль, что тогда? Все эти проблемы разрешает чек «только для получателя».
О чем мы? В шабат, понятно, мы сделками не занимаемся, не продаем и не покупаем, как написано: «Сделай шабат целиком Тора» (Тана девей Элияу 1). И, по всем мнениям, Тора дана в шабат (Шабат 86). И шабат связан с Торой, он — ради Торы. А Тора тоже дана «только для получателя». Все души народа Израиля и пришельцев — которые потом придут, чтобы пройти гиюр — были у горы Синай, когда была дана Тора (Шабат 146). Поэтому десять заповедей даны в единственном числе, к каждому лично были обращены эти слова: «Лицом к лицу говорил с вами АШем с горы из огня», «Святой, благословен Он, явился вам, как знамение, обращенное к каждому во все стороны. Тысяча людей смотрит на него, а оно как бы смотрит на всех. Так Святой, Благословен Он, когда говорил, каждый из Израиля сказал: Ко мне обращается слово, — как сказано: Я АШем, твой Господь».
И Тора дана каждому лично, лемутав билвад: «Потому что есть много лиц Торы, и приняли ранние авторитеты, что у каждого корня из душ Израиля есть своя дорога в понимании. Это называется, что Тора разделяется на искорки, освещающие во множестве тропинки для душ Израиля» (דרך עץ החיים לרבנו הרמח"ל זצ"ל).
Это только для получателя, не для продажи: «Тору заповедал нам Моше, наследие общины Якова. Наследие нам лично, а посторонний, занимающийся Торой, вторгается не в свою сферу и получает наказание» (ישעיה מח-טז).
Более того.
Мы уже говорили, что лично для получателя — основа полной уверенности, что послание дойдет до адресата. И перед вручением Торы было так:49 дней счета омера, ожидания и подготовки, потом три дня отделения и очищения, и вручение при полном собрании всего народа в трепете и страхе.
Объясним: Все религии мира провозглашают, что они открывают истину, волю Творца, но все они, кроме еврейской традиции, основываются на откровении одного человека, которое было или не было. И тут есть место для сомнений и размышлений: можно ли предположить, что открыть закон всего творения, ради которого все оно создано, Творец пожелал только одному человеку, так ненадежно?
Нет, это не дорога Творца! «Приблизьтесь ко мне, выслушайте, не в тайне Я говорил это с самого начала» (Ишая 48:16).
И это подчеркивает сама Тора, сам Святой, благословен Он: «Ибо спроси о ранних днях, что были до тебя, со дня, когда создал Бон на земле человека сегодняшнего, и до краев небес. Было ли такое великое дела, или слышали о таком. Слышали ли, как говорил из огня голос Бога, как слышал ты и остался жив».
Нет народа и нет веры в мире: Творец явился всему народу — «С Небес тебе дано услышать голос Его, и явил земле величие Свое, и слово Его ты услышал из огня».
От такого явления и свидетельства всего народа невозможно отмахнуться, посчитать его субъективным и несущественным, поэтому оно было одному целому народу: «И дано было тебе узнать, что АШем Он Элоим, нет никого кроме Него» (Мааян ашавуа).
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.