Темы: Недельная глава, Пинхас, Оцарот
«И изнуряйте свои души» (29:7).
Рассказывал рав Галинский: Это было в дни бедности по окончании Второй Мировой войны. Ешивы очень страдали, не хватало хлеба. Главы ешив решили созвать евреев, твердо стоящих на ногах и воодушевить их жертвовать на ешивы и учеников Торы. И кому говорить от их имени? Выбрали рава из Поневежа, уста которого источали молоко и мед. Так сладко он говорил, с таким теплом, чувством и любовью, что люди помнят это до сих пор.
Пригласили людей со средствами и собрались. Главы ешив сели в первом ряду, это было очень важно, а глава ешивы Поневеж встал на возвышение и начал. Начал так: «Как известно, счастлив удел ваш тем, что есть у вас хлеб и мясо досыта. А что с милосердием к голодающим учащимся ешив? Разве не правильно, если бы было наоборот? Счастливы они, и счастлив удел их. Заповедь — свеча, и Тора — свет. Они погружены в мир света и сияния. Ибо с Тобою Источник жизни, в свете Твоем видим свет. Один Святой, благословен Он, — свет Израиля, а вы, связанные с Б-гом Г-сподом, живы сегодня. Какая сладость в этих словах, как учил Рашба, и раби Хаим, и раби Шимон, и мой рав Барух Беер»!
Целый час потом удивлялся и восхищался Меир, сын главы ешивы — кто подобен ему и кто с ним сравнится! А вы? Слушатели удивлялись и поражались. После этих слов он поцеловал парохет и сошел с бимы, оставив сильное впечатление.
Когда он возвращался на свое место, обратился к нему рав Йехезкель Сарна, глава ешивы Хеврон: «Рав из Поневежа, Вы же должны были говорить о том, что не хватает ученикам ешив. А не о том, что у них есть. Сказать, что у них нет хлебы для еды, а не что есть у них Тора!
Расчувствовался рав Поневежа: Что вы такое говорите! Учатся они десять часов в день, а едят час в день — так о чем стоит говорить?!
Ответил ему рав Йехезкель: Верно, учатся они десять часов в день, а едят час в день, но ведь постятся только двадцать четыре часа!
Как чудесно. Есть заповедь кушать в праздники и субботы, и сколько времени выполняют эту мицву? Час в день. А поститься в Йом Кипур полагается двадцать четыре часа подряд, как велика награда!
И дополнительный смысл в посте раскрывает следующая история:
Город Петах-Тиква был основан около ста лет назад богобоязненными евреями, направленными равом Дискиным из Бриска, прозванным сараф. Потом поселение очень разрослось вширь, и до сего дня площадь его велика из-за особого обстоятельства.
Землю приобрели у арабов, а тогда не было карт как сегодня. Приходили с арабом в подходящую местность, и покупатель обходил поля. Что успевал обойти до вечера — то его.
Покупателем был раби Йеошуа Штампфер. Встал затемно, помолился с рассветом, и только начался восход, стал обходить землю, а араб ехал рядом с ним на осле. Тогда не было дороги. Шел он по камням, спотыкался, карабкался на высотки и спускался в низины. Солнце палило, пот заливал глаза, а он шел без остановок на еду или чтобы попить.
Хотели с ним прохожие поболтать, но не останавливался ни на секунду, шел дальше и дальше.
Он уже был немолодой человек, пошел с запада на восток, а оттуда на север.
А когда солнце стало спускаться, собрал последние силы и бежал, пока солнце не село. А потом потерял сознание.
И приобрел всю эту землю, он и все в его поселении.
Это Йом Кипур — не терять ни минуты.
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.