Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
У еврейского народа есть богатая родословная. Именно благодаря нашим святым праотцам была получена Тора на горе Синай.

«Пересчитайте поголовно всю общину сынов Израиля» (1:2) В Мидраше учим: В час, когда Израиль получил Тору, народы мира позавидовали ему — Почему Всевышний приблизил его к Себе больше, чем всех остальных? Однако Творец сразу закрыл им рты, сказав: Принесите и вы Мне книгу своих родословных, как сказано в Писании: «Воздайте Г-споду, семьи народов» (Теилим, 96:7), так же как принесли ее Мои сыновья: «И объявили они родословные свои по семействам своим» (Бемидбар, 1:18).

А святой автор книги «Ор а-Хаим» пишет в комментарии, что «пересчитайте поголовно» нужно читать как: «возвысьте головы всей общины сынов Израиля» в книгах родословных.

А теперь — наша история, которая произошла два поколения тому назад в Шарабе (Йемен). Раби Йосеф Эльгамель был духовным лидером евреев в городе Таизе, и, занимая эту должность, вынужден был погрузиться в самое логово волков, спасая овцу от клыков хищников, защищая евреев от злодеяний жестоких властителей. Днями и ночами стоял раби Йосеф на страже, то улещивая слитками серебра, то утешая речами, и всякую минуту опасался гнева притеснителя.

Однажды вечером его пригласили на званый пир в дом одного из евреев Шараба. «Вино веселит сердце человека», и кашерного вина было вдоволь. Чем отличается еврейское застолье от нееврейского? Сказано в Мидраше: «Когда Израиль ест и пьет — благословляет Всевышнего, славит и прославляет Его, и Он благосклонно слушает его. Когда же народы мира едят и пьют, набрасываются с жадностью на еду, терзают ее нагло и сквернословят. В этот час Всевышний хочет уничтожить мир, тогда Тора заступается, говоря: “Владыка мира! Чем взирать на недостойных и наглых, взгляни лучше на народ Твой, Израиль, которые благословляют и славят Имя Твое словами Торы, песнями и восхвалениями”.»

Пир начался песнями и гимнами святого певца раби Шалома Шабази, и от пиюта к пиюту повествовали о чудесах, которые случились с ним: как одолел он имама и как раскрыл позор кудесника бен Илувана. И пели о спасениях, которые происходят с теми, кто посещает его могилу. И некоторые из присутствующих стали хвалиться тем, что считают себя потомками великого поэта, книга родословий которого восходит к Зераху, сына Йеуды, сына праотца Яакова, мир ему.

Раби Йосеф первый раз слышал об этой книге родословий и пожелал увидеть ее собственными глазами. Тотчас пошли и принесли древнюю рукопись, написанную на пергаменте, в которой были перечислены все поколения на протяжении трех с половиной тысячи лет. Восхитился раби и все сидящие. Но ведь еще сказано в Мишлей: «Вино — глумливо, шейхар — буен, и всякий увлекающийся ими неразумен» (20:1). Винные пары затмили рассудок раби Йосефа, мудрейшего судью еврейской общины, и возникла у него ужасная мысль, от которой его бросило в дрожь: «А что скажут гоим?! Что скажет султан, если узнает, что подчиненные его, евреи, попранные и униженные, имеют столь славную родословную? А они, гордые арабы, родства не помнящие, потомки диких племен… Не разгневается ли султан, не подумает ли, что евреи смотрят свысока на арабов и пренебрегают ими? И в гневе своем издаст он тяжкие и жестокие законы. Под влиянием вина в его воображении рисовались кровавые картины, одна ужаснее другой…»

Тревога послышалась в его голосе, когда он поделился с сидящими за столом своими мыслями. Все были поражены, напуганы и растеряны. Что же делать?

«Давайте сожжем рукопись», — предложил наси.

Услышали это все и вздохнули с облегчением — как же раньше не пришла им в голову эта простая мысль.

Возблагодарили они Творца за то, что поставил главой их общины такого мудрого главу и вложил в его сердце «совет и мудрость» руководить ими и заблаговременно остерегаться нежелательных событий.

Поднялись они и сожгли бесценную рукопись, единственный экземпляр, который переходил от отца к сыну десятки поколений, и каждое поколение вносило в него свое звено и свой ряд кирпичей. В одну минуту всеобщего опьянения сгорело бесценное достояние, превратилось в пепел…

Назавтра отрезвели они от вина и поняли, что сотворили в одно мгновение помрачения рассудка. Горько рыдали и вздыхали, заламывали руки от горя. В великой скорби оплакивали потерю, которую уже не вернуть.

История потрясающая, но испытав потрясение, необходимо извлечь из нее урок.

Все мы, каждый из нас несет в себе собственную родословную в десятки поколений. И не книгу, написанную на пергаменте, а традицию, запечатленную в сердце, укорененную в душе. И как же нам нужно остерегаться, чтобы в минуту легкомыслия и безрассудства, ведь «человек грешит лишь тогда, когда им овладевает безумие, дух глупости (руах штут)», не совершить поступка, который прервал бы неразрывную связь поколений.


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Как долго нужно встречаться до свадьбы?

Вчера, отвечает Хана Лернер

Как избавиться от порнозависимости?

29 мая, отвечает Рав Ашер Кушнир

Мой жених считает, что если его бывшая жена не примет меня, нам надо развестись...

28 мая, отвечает Мира Вайсбин

Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.