Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Обман и воровство нередко считаются допустимыми в обществе нормами поведения. Мы должны в корне изменить свое отношение к таким проступкам и максимально отдалиться от лжи.

«На чистый стол пред Г-сподом» (24:6). Слово הונאה (онаа) имеет два значения: обман и причинение моральных страданий. Откуда у евреев, отличительные признаки которых — стыдливость, милосердие и добродетельность, может быть такое поведение, как обман других людей и причинение им моральной боли? Не иначе как оно проникло к нам извне, и мы обязаны с негодованием отринуть такие поведенческие нормы.

Есть известный анекдот: «Абрам ворочается в постели и пол ночи никак не может уснуть. Сара спрашивает:

— Шо-то случилось, Абраша? Зачем не спишь?

— Таки я задолжал Мойше пятьсот рублей и не знаю, как вернуть ему долг.

Сара начинает тарабанить кулаком в стену:

— Мойша!!! Мойша!! Мойша!!!

Из-за стены раздается полусонный голос Мойши:

— Сара, шо-то случилось?

— Абрам должен тебе пятьсот рублей, таки он сказал, что он их не отдаст!

И поворачиваясь к Абраму:

— Все уже, спи Абраша, пускай теперь он не спит».

Героиня анекдота нарушила оба запрета: финансовый обман и причинение моральной боли. С этим все понятно, но часто люди оправдывают себя и причиняют другим боль, потому что считают, что у них «благие намерения» и они делают это для пользы самого же обижаемого. И именно на это содержится намек в нашей главе. Все храмовые сосуды Тора называет «чистыми»: «чистая лампада» (24:4), «чистый стол» (24:6). А жертвенник не называется «чистым жертвенником». Почему? Потому что его окропляют кровью. И хотя жертвоприношение — великая заповедь, тем не менее жертвенник Тора не называет «чистым».

Нечто подобное мы находим и относительно царя Давида. Всевышний сказал ему, что он не построит Храм, поскольку пролил много крови. И хотя все войны он вел только с разрешения мудрецов Торы и после того, как спросил Всевышнего через первосвященника. Но вместе с тем — кровопролитие остается кровопролитием.

Отсюда мы должны выучить урок: насколько нужно удаляться от обмана, мошенничества и причинения моральных страданий другим людям! Даже если нам кажется, что мы делаем это с благими намерениями. Ведь мы видим, что царь Давид не смог построить Храм… А уж тем более, когда намерения отнюдь не благие, а связаны с негативными качествами характера: завистливость, мстительность, сребролюбие…


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Как долго нужно встречаться до свадьбы?

Вчера, отвечает Хана Лернер

Как избавиться от порнозависимости?

29 мая, отвечает Рав Ашер Кушнир

Мой жених считает, что если его бывшая жена не примет меня, нам надо развестись...

28 мая, отвечает Мира Вайсбин

Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.