Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Лакомства к субботнему столу

«И перечислил их Моше по слову Г-спода» (Бамидбар, 3:16)

Рассказал еврей, житель Тель Авива: около тридцати лет назад жил один раби благородного вида, раби из Вишвы, благословенна память праведника, который каждый день вечером гулял по улице Сдерот Ротшильд в Тель Авиве. Он делал это по указанию врача, для своего здоровья. Однажды он объяснил мне, что есть у него еще причина для прогулок. Он сказал: «Когда-то, если хотели дать рекламу товару, нанимали человека, надевали на него сзади и спереди доски с рекламой, и он прогуливался по тротуару среди прохожих. Ты знаешь, еврей, одетый в кипу и цицит, не говоря уже о бороде, шляпе и костюме, провозглашает, в сущности, свое существование: смотрите, народ Исраэля жив, отец наш еще жив, я с гордостью причисляю себя к верному учению!»

Но однажды, с приходом весны прекратил рав свои прогулки. Я опасался, что он заболел и пошел к нему домой, узнать о его здоровье. Увидев его здоровым, я облегченно вздохнул. Набравшись смелости, я спросил, почему он прекратил свою «тихую демонстрацию»…

Рав улыбнулся и процитировал мне Раши на недельную главу «Бамидбар». Моше рабейну было приказано пересчитать левитов в возрасте от одного месяца и выше. Пишет Раши: «Сказал Моше Святому, благословен Он? Как я могу войти в их шатры, чтобы пересчитать младенцев? Сказал ему Святой, благословен Он: ты сделай свое, а Я сделаю свое. Пошел Моше и стоял на входе в шатер, а Шхина встречала его и Небесный голос, выходящий из шатра, говорил: “столько-то и столько младенцев в этом шатре”. Поэтому сказано: “И пересчитал их Моше по слову Ашема”.»

Сказал рав: «Приди и смотри, как строго относится Тора к сокрытию личного. Билам провозгласил: “Как хороши твои шатры, Яаков”, когда увидел, что не расположены входы один против другого, а Моше рабейну, вознесенный рав сыновей Исраэля и глава колена Леви, спросил, как он может зайти в шатер, чтобы пересчитать детей. Сокрытие личного. Святой, благословен Он, соглашается с его словами, говорит, что он прав. Пусть стоит снаружи, а Шхина сообщит ему, сколько душ живет в шатре.»

И продолжил рав: мучил меня вопрос — почему надо было утруждать Моше рабейну и Святую Шхину, разве нельзя было попросить всех сыновей колена, взрослых и детей, выйти на улицу перед шатром и провести подсчет.

Ты знаешь, что я выучил отсюда? Что стоит, как бы, утруждать Шхину и Моше рабейну, лишь бы не заставлять людей выйти на улицу…

Вздохнул рав и сказал: улица, особенно в жаркие, летние дни, не способствует богобоязненности… Прогулка по улице хороша для моего тела, но я опасаюсь, что в летние дни она повредит моей душе…

С тех пор, каждый год в начале лета, во время недельной главы «Бамидбар», я вспоминаю его слова и стараюсь поменьше выходить на улицу в жаркие, летние дни. (Мааян ашавуа)

Изучение Торы ускоряет Избавление

«Менору и светильники ее» (Бамидбар, 4:9)

«Вот тот, кто стоит за нашей стеной», Машиах придет, и скоро. Удивит всех нас. «И вдруг придет в чертог свой господин, которого вы просите, и посланец Союза, которого вы ищите, придет» (Малахи, 3:1). И там же продолжено: «Но кто устоит, увидев его, ведь он как огонь в горниле испытаний». Когда мы стоим перед праведником, мы таем. Когда мы стоим перед главой поколения, мы дрожим. Кто же осмелится стоять перед царем Машиахом?! Он посмотрит на нас и проникнет в глубины нашей души. «И поразит землю огнем уст своих, и духом уст своих умертвит злодея» (Ишайя, 11:4).

Но один довод будет стоять за нас. Если мы внесем свою долю в ускорение его прихода, если приблизим его раскрытие, будем мы участниками радости. Склонится к нам его милость и близость.

Но как это сделать? Святой автор книги «Ор а-хаим», благословенна память праведника, раскрывает нам эту тайну: Избавление придет в заслугу Моше рабейну, «И не хочет Моше избавлять народ, отменяющий изучение Торы». Остро. И из этого правила ты слышишь: каждый принимающий участие в уроке Торы, каждая женщина, посылающая мужа на урок Торы, родители, записывающие своих детей в школы, с воспитанием по Торе, приближают наступление Избавления! Когда оно вскоре придет, будут участвовать в радости.

Гаон, маран Хидо, благословенна память праведника, нашел, что на это намекает наша глава: «Менору и светильники ее». Светильник намекает на свет Торы, и в ее заслугу раскроется свет Избавления (Ялкут Шимони, Бамидбар, 8).

Святой гаон, автор книги «Тания», благословенна память праведника, проложил новый путь в хасидизме. Его близкие, могучие пастыри, провозгласили своей целью «служение сердцем», с воодушевлением и чувством, в чистоте сердца и очищением качеств. Он сделал упор на мозг, «мудрость, понимание и знание», божественное учение. Понимание открытой и скрытой Торы — слов Б-га живого — глубоких, широких и высоких, как источник бьющий и река не кончающаяся.

Некоторые люди удивлялись ему, некоторые критиковали. Пример, на что это похоже. На идущего человека, который подняв голову, смотрит на звезды и светила, а под ногами у него камни и даже ямы, иначе говоря, плохие качества! Сначала надо проложить дорогу и очистить ее от камней и других препятствий, а после этого парить в небесах.

Привел автор книги «Тания» свой пример:

Издревле велись бесконечные войны между царствами. Так много крови было пролито, и все напрасно.

Вдруг взошла звезда императора Наполеона Бонапарта во Франции, и в своих молниеносных войнах он покорил всю Европу. Царства на севере, Испанию и Италию на юге, Германию, Австрию и Польшу, пока не вошел в глубину России. В чем была его тайна, как преуспел он в размахе захвата?

Он обновил учение о военных действиях.

До него применяли метод ступенчатых этапов: шли к крепости, а когда добирались до нее, брали в осаду, окружив ее, стреляли по ней из пушек и пробивали стены. Так до тех пор, пока враг не сдавался, и они продолжали поход к следующей цели. Но за это время противник сорганизовывался и атаковал.

Наполеон сосредоточил огромные силы, врывался бурей. Враг укрывался в своей крепости, планировал держаться и даже идти в атаку. Но Наполеон просто обходил крепости. Прорывался в столицу, захватывал власть, а крепости падали сами…

И закончил автор «Тании»: мой учитель и раби, святой Магид из Межирич, благословенна память праведника, объяснял пасук: «Ашем приготовил Престол Свой и царство Его во всяком владычестве» (Теилим, 103:19). Во всем в мире нужно брать пример с Небесного Царства, все приходит как знак Воли Благословенного. И это новое учение о науке воевать появилось для того, чтобы обновить метод великой войны со злым началом.

До сих пор посвящали работу и время точечному противостоянию, чтобы пробить ворота сердца, очистить качество за качеством и убрать камень за камнем. Но вот перед нами новый и обнадеживающий путь: обойти все препятствия, прорваться в столицу. Учи Тору, а каждый, кто занимается Торой, держится за дерево жизни, так как держащийся за него, держится за все.

И само собой, этот свет изгоняет тьму, и все крепости падают. И удостоимся мы света Избавления. (Мааян аэмуна)


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Как долго нужно встречаться до свадьбы?

Вчера, отвечает Хана Лернер

Как избавиться от порнозависимости?

29 мая, отвечает Рав Ашер Кушнир

Мой жених считает, что если его бывшая жена не примет меня, нам надо развестись...

28 мая, отвечает Мира Вайсбин

Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.