Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Лакомства к субботнему столу

«И будете исполнять законы Мои, и уставы Мои… и будете жить в стране безопасно» (Беар, 28:18)

Что будет? Вопрос, который все задают. Что будет в конце? Как выйти из этого положения? Что будет с миром, с безопасностью, и вообще? Куда мы идем, вперед, назад, или кружим по кругу? Хороший вопрос, на который нет ответа. Мы пытаемся так и по-другому. Кто не хочет улучшить положение. Вопрос, верный ли это путь.

На что это похоже?

На больного, лежащего кровати и страдающего от боли. Он пытается лечь на правую сторону, но неудобно ему. На левую сторону — тоже. На спину — и это мучительно. Сидеть у него нет сил. Встать он не может. Лечь он уже пробовал. Это грустно, это больно. Но врач сказал ему: «Почему ты мучаешься, почему отказываешься принять лекарство и выздороветь?» — и нечего его жалеть.

Конечно, нет, если лекарство не горькое и не причиняет боль.

Или зачем мучиться, если у нас есть лекарство, пасук из нашей главы: «И исполняйте законы Мои, и уставы Мои соблюдайте, и исполняйте их — и будете жить в стране безопасно!»

В молодости был раби Мендл Потропас, благословенна память праведника, влиятельным аврехом. Встретил он одного их хасидских старейшин, казавшегося угнетенным, в удрученном настроении, и сделал ему выговор: «Черная желчь — смертельный яд. Служите Б-гу — в радости, пойдемте перед ним с песнями!»

С грустью посмотрел на него хасид: «Ты радуйся, юноша в юности своей. А я уже принадлежу к другой части, о которой пасук говорит: “Знайте, что за все это приведет тебя Б-г на суд” (Коэлет, 11:9). Он взялся за свою белую бороду и сказал: “Ведь скоро я предстану перед судом!”

Раби Мендл не отступал: “За грехи делают тшуву. А заповеди надо увеличить. Так зачем грустить”…

Хасид не отступал: “Нужно ли мне, чтобы ты рассказывал, сколько заповедей есть у меня?! Послушай.

Каждый день на восходе я открываю новый мешок. Просыпаясь, я говорю “благодарю я” и складываю в мешок, потом произношу утренние благословения и складываю в мешок, потом — учу урок Торы и складываю в мешок. Потом я облачаюсь в талит, накладываю тфилин, молюсь и складываю в мешок. Делаю омовение рук, благословляю, учусь за столом, омываю пальцы (маим ахроним), читаю благословение после трапезы — и складываю в мешок! И еще урок Торы и добрые дела — до дневной и вечерней молитв, а в конце дня я читаю молитву “Шма” перед сном. И после этого я завязываю свой мешок, чтобы завтра открыть новый — триста шестьдесят пять дней в году, умноженные на восемьдесят лет жизни. А ты рассказываешь мне, с чем я собираюсь подняться вверх!” Его глаза метали молнии.

Удивился раби Мендл: “Тогда я не понимаю, отчего же ты удручен?!”

“Тем, — закричал хасид, — что все идет в мешок, а не мне внутрь”…

Рассказ из жизни. Но тот старый хасид ошибся и зря сожалел. Все высечено в душе, все проникает в сердце. Вопрос, насколько глубоко. Это зависит от качества и количества сделанного. (Сефер а-хинух)

Тот аврех раби Мендл Потропас, благословенна память праведника, был арестован в свое время за распространение иудаизма и отправлен в Сибирь во время сталинских чисток. Были там отстраненные военачальники, врачи, инженеры, все, кто был заподозрен в противодействии ужасной власти. Вечером, после каторжной работы, каждый по очереди рассказывал историю своей жизни

Пришла очередь заключенного, который представился инженером-строителем мостов. “Я не ошибусь, если скажу, что есть у меня значительная доля в победе Советского Союза над нацистами”, — сказал он, — но я брошен в тюрьму из вопиющей неблагодарности».

Он рассказал, что когда германская армия отступала, она взрывала за собой мосты. Русские танки останавливались у берегов рек. Нужно было много времени, чтобы отстроить мост. Это было невозможно сделать под вражеским огнем. Тем временем отступающая армия могла заново организоваться и пойти в контрнаступление. Необходимо было продолжить артобстрел, но как перебраться через реку без моста.

Он был среди тех, кто предложил решение. Из твердого брезента сшили огромные мешки и надули их сжатым воздухом. Эти мешки соединили трубами и уложили параллельными рядами по поверхности реки. Положили на них бревна, и мост был готов в течение считанных часов. Полк прошел. После этого открыли клапаны и мешки сложили, соединительные трубы вытащили, и все сложили на грузовики до следующей реки.

Удивился один из слушавших: «Такое простое и эффективное решение! Почему же вкладывают так много денег, работы и времени для сооружения каменных и стальных мостов, когда можно построить складной мост за короткое врем?»

Все улыбнулись, а инженер ответил: «Во-первых, это временный мост, и его надо каждый раз строить заново. Во-вторых, у него есть уязвимое место: достаточно сделать несколько метких выстрелов из ружья, чтобы пробить в нем дыры, и тогда воздух выйдет из мешков. Мост обрушиться под тяжестью танков, и они упадут в реку»…

Раби Мендл сидел среди заключенных, и извлек для себя урок, который со временем передал своим ученикам: каждый человек противостоит испытаниям в исполнении Торы и заповедей. «Мир — бурное море, а время — шаткий мост» (Бхинот олам). Как перевезем тяжелый груз Торы и заповедей через бурное, штормовое море? На мосте веры: «Все заповеди Твои — вера» (Теилим, 119:86). И чем тяжелее груз, должен быть мост крепче. На самом деле, вера укоренена в сердце каждого еврея, «Исраэль — верующие, дети верующих», но чтобы постоянно перевозить груз Торы и заповедей, нужно построить постоянный и прочный мост, а не временный надувной, который может треснуть, продырявиться и рухнуть. Нужен устойчивый мост, построенный на основе веры. (Мааян а-эмуна)


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Как долго нужно встречаться до свадьбы?

Вчера, отвечает Хана Лернер

Как избавиться от порнозависимости?

29 мая, отвечает Рав Ашер Кушнир

Мой жених считает, что если его бывшая жена не примет меня, нам надо развестись...

28 мая, отвечает Мира Вайсбин

Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.