Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Недельная глава Ваера. На всех нас наложена обязанность заниматься просвещением многих

Темы: Ваера, Оцарот

На всех нас наложена обязанность заниматься просвещением многих

«И показался Ашем ему» (Ваера, 18:1)

В начале нашей главы сидит праотец Авраам на входе в шатер, старый и больной, на третий день после обрезания, и смотрит с ожиданием. Ждет он гостей, чтобы смог он оказать им милосердие в материальном и духовном, накормить и напоить их, и рассказать о вере в Творца мира, и тогда «И показался Ашем ему», удостоился он раскрытия Шхины.

И сказано об этом в мидраше (Мидраш Берешит раба, 47:13), что когда было приказано праотцу Аврааму обрезать себя, «Сказал: пока я не обрезал себя, приходили ко мне путники. А когда я обрезал себя, не приходят ко мне? Сказал ему Святой, благословен Он: пока ты не обрезал себя, к тебе приходили люди необрезанные. А сейчас Я лично приду и откроюсь тебе. И об этом сказано: И показался Ашем ему».

И удивляется этим словам святой Альших, благословенна память праведника: «Следовало бы задуматься над тем, почему Авраам предъявляет здесь претензии Благословенному! Тот, кто не раскрыл рта, когда сказал ему Ашем: возьми, пожалуйста, сына своего, единственного своего, которого ты любишь, Ицхака, и принеси его в жертву — но ведь Ты сказал, что в Ицхаке наречется потомство. Как же Ты этим повелением отменяешь Свое обещание?»

Большой вопрос, но перед тем, как ответить на него, зададим еще вопрос: в чем была уникальность праотца Авраама? Чем он удостоился стать праотцем вечного народа? Ведь были и до него праведники, и в его поколении тоже, святые праведники и даже пророки: Ноах, Шем и Эвер. Как говорит Мидраш, святые праотцы учились в их ешивах — почему же они не удостоились, а праотцы удостоились?

Рамбам, благословенна память праведника, отвечает на это в начале алахот об идолопоклонстве: Поскольку узнал Авраам Творца, то начал отвечать на вопросы жителей своего города и рассматривать с ними законы, говоря, что путь, по которому вы идете, не истин. И разбивал их истуканов, и начал говорть народу, что никому не подобает служить, кроме Творца мира, и следует разбить всех идолов, и не заблуждаться относительно них. И так как его взгляды стали преобладать, хотел царь (Нимрод) убить его, но было сделано ему чудо, и он ушел в Харан. Там он начал громко призывать весь мир, говоря, что есть один Б-г, и Ему подобает служить. И ходил, и призывал, и собирал народ из города в город, из царства в царство, пока не пришел в землю Кнаан, как сказано: «И воззвал там к имени Ашема — Б-га мира» (Ваера, 21:33), пока не собрались к нему тысячи и десятки тысяч, и они — люди из дома Авраама, и насадил он в их сердцах этот великий принцип».

И задает вопрос рабейну Раавад, благословенна память праведника: «Удивляюсь я, ведь там были Шем и Эвер, как же они не протестовали?» И объяснил автор книги «Бейт Йосеф»: «Шем и Эвер рассказывали о пути Ашема своим, но не призывали и не провозглашали, как Авраам, и потому его ступень — самая высокая!»…

То есть, Шем и Эвер не закрылись в своих домах, они стояли во главе возвышенных ешив, но они не пошли в народ! Не собирали собраний, не пробуждали массы!!! А праотец Авраам сам был готов броситься в горящую печь, сына — вознести в жертву, своих учеников — призвать для преследования четырех царей. Но когда ему было приказано обрезаться, он стал опасаться, что обрезание совершенно отдалит от его дома далеких от веры, путников, и он заволновался! «Владыка мира, — спросил он, — что будет с просвещением многих, что будет с распространением веры в среде далеких от нее!»…

И это было величием праотца Авраама, и это тайна его уникальности и избранности!

Давайте вспомним чудесную притчу гаона, раби Авраама а-Коэна, благословенна память праведника, из города Сфакса в Тунисе.

Рабочий электрической компании сидел в своей комнате, где находились огромные приборы, и читал книгу. Вдруг в системе что-то не сработало, и весь район погрузился во тьму.

Приборы в реанимационном отделении перестали работать, в домах застряли лифты, люди спотыкались на темных улицах, воры ликовали. Работнику надо было встать и повернуть переключатель.

Поспешил рабочий, нащупал в потемках ящик стола и открыл его. Он вытащил оттуда фонарь, зажег его и продолжил читать…

Достаточно того, что у него есть свет, для чего стараться для других?…

Не таков путь праотца Авраама! И на нас возложена обязанность: должен каждый человек задать вопрос «когда достигнут мои дела дел наших праотцев — Авраама, Ицхака и Яакова. Обязан он спросить себя: за какие дела праотцев мира так возжелал их Ашем (Дерех эц Хаим, Рамхаль). Ашем возжелал их, потому что они занимались просвещением многих. И обязанность возложена на нас: все должны заниматься этим, каждый — по своим возможностям! (Мааян ашавуа)


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Как долго нужно встречаться до свадьбы?

Вчера, отвечает Хана Лернер

Как избавиться от порнозависимости?

29 мая, отвечает Рав Ашер Кушнир

Мой жених считает, что если его бывшая жена не примет меня, нам надо развестись...

28 мая, отвечает Мира Вайсбин

Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.