Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Самопожертвование для предотвращения осквернения имени Ашема

«И не оскверняйте Имени Моего святого» (Эмор, 22:32)

На мудрецов возложена большая обязанность не произносить запрещенные речи. И если вырвется у них злословие или сплетня, оскорбление или насмешка, то позорится Имя Небес в глазах слушающих, и запреты становятся для них легковесны, а говорящий нарушает запрет «И не оскверняйте Имени Моего святого», потому что делаются заповеди Ашема в их глазах, как будто необязательными.

Когда имя Хафец Хаима стало известным в мире, он очень сожалел об этом и жаловался своим родственникам: «Из-за моих великих грехов я пострадал дважды: я ведь маленький человек и простой еврей. Но в мире есть, кто ошибается относительно меня и думает, что я великий и праведный человек. А вопрос осквернения Имени зависит от мнения мира, и человек считающийся более великим, должен остерегаться во много раз больше во всем своем поведении. (Трактат Йома, 86). Выходит, что я обязан больше остерегаться, как человек, более великий в глазах людей, чем есть, а это тяжело и удручающе»… (Амеорот а-гдолим бэарко)

Когда при приближении фронта во время первой мировой войны бежал Хафец Хаим со своей семьей и большинством учеников ешивы из Радина вглубь страны, они сели в вагон поезда, ехавшего в город Смилович, находящийся в пригороде Минска. Они выехали в дорогу в начале недели, чтобы приехать до наступления субботы. Но поезда останавливались на многие часы, чтобы освободить путь военным поездам, едущим на фронт. Поэтому в пятницу после обеда они приехали в Молодечну, находящуюся по другую сторону Вильно. Солнце уже клонилось к закату, и рав постановил: вы можете продолжить свой путь. Вы находитесь в чрезвычайном положении, связанным с опасностью для жизни. Но я сойду, как только поезд остановится.

Если кто-то и людей увидит рава, едущего в субботу, Имя Небес будет осквернено.

Поезд остановился около железнодорожного моста, спускающегося к реке. В этом месте было опасно находиться. Русские обвиняли евреев в любви к немцам, которые не издавали страшных указов и не накладывали ограничений. Поэтому русские считали евреев шпионами. Если они найдут рава около железнодорожного моста, обвинят его в замысле подрыва железнодорожного пути. Но рав, несмотря на опасность, сошел с поезда. Понятно, что с ним сошли члены его семьи и евреи, ехавшие с ним в одном вагоне.

Они помолились, и наступила ночь. В это время солдатские подразделения при свете горящих факелов шли на фронт. Увидев евреев, солдаты начали бросать в них факелы. Чудо, что не загорелись их узлы. А ведь была суббота, и нельзя было тушить огонь.

Они стали упрашивать рава: это опаность для жизни, их легко могут обвинить в шпионаже и судить по законам военного времени… Палец у русских так легок на курке. Если остановится здесь поезд, нужно сесть на него.

Рав согласился с ними: действительно, это опасность для жизни, они должны уехать с первым же поездом. Но для него дело обстоит иначе. Ведь если увидят евреи Молодечны, что Хафец Хаим сошел с поезда в субботу, не вспомнят, что он ехал из-за опасности для жизни.

Евреи уверяли рава, что когда приедут в Молодечну, останутся на вокзале на всю субботу. Евреи города увидят их только на исходе субботы. Однако и от этого рав отказался.

Подъехал поезд и остановился перед мостом. В него незаметно прокрался раби Мордехай Дов Ройтблат из Бердичева, ученик радинской ешивы. С рассветом приехал он в город и обо всем рассказал раву города, гаону раби Моше Абрамовичу, благословенна память праведника, о том, что Хафец Хаим вместе с другими евреями находится около железнодорожного моста, и это связано с опасностью для жизни. Сразу же нашел рав телеги и подкупил нескольких солдат, чтобы сопроводили их. Отправил он их к мосту, чтобы привезли находящихся там евреев. Однако телеги заблудились. Целый день они провели в поисках и вернулись ни с чем. Послал рав другие телеги с опытным провожатым, и на этот раз те прибыли в указанное место — с заходом солнца. С Небес были созданы обстоятельства, не позволившие ехать в субботу. Только после авдалы евреи сели в телеги, и все жители Молодечны встретили их с большой радостью. Все говорили о самопожертвовании Хафец Хаима ради соблюдения субботы, вместо того, чтобы рассказывать об ее осквернении, не дай Б-г, даже вынужденном (Хафец Хаим а-хадаш, Маим Хаим)


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Как долго нужно встречаться до свадьбы?

Вчера, отвечает Хана Лернер

Как избавиться от порнозависимости?

29 мая, отвечает Рав Ашер Кушнир

Мой жених считает, что если его бывшая жена не примет меня, нам надо развестись...

28 мая, отвечает Мира Вайсбин

Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.