Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Огонь и мы

«И вышел огонь от Ашема… и увидел это народ, и возликовали и пали ниц» (Шмини, 9:24)

Так исполнилось то, что обещал Моше рабейну — что явится им Слава Ашема в огне. И надо понять, почему Слава Ашема открылась именно в огне.

И объяснил рав, автор книги «Кеилот Яаков», благословенна память праведника: чтобы материально и чувственно проиллюстрировать возвышенность и святость Благословенного, Который более свят и велик, и возвышен, чем наши понятия, явилась Слава Благословенного в огне. Ибо область, наиболее отличающаяся по свойствам от области человека — это огонь, невозможно творению войти в область огня.

Поэтому появилась Слава Благословенного в горящем кусте, и «гора Синай вся дымилась, так как спустился на нее Ашем в огне», «а гора горит в огне до сердца небес». Только ангелы относятся к области огня, как написано: «делает ангелов из ветра, слуг из горящего огня», ибо они духовны, и нет у человека возможности постичь их уровень. И нашли мы, что ангел поднимается ввысь в огне жертвенника, а при поднятии пророка Элияу на небеса, была видна огненная колесница и огненные кони.

Но мы видим, что Моше рабейну, мир ему, вошел в огонь на горе Синай, как написано: «И спустился Ашем на гору Синай, на вершину горы, и призвал Ашем Моше на вершину горы, и поднялся Моше», то есть вошел в место пламени Б-га.

Но не только Моше рабейну мог входить в огонь. В Гмаре (Трактат Сука, 28) рассказывается, что когда раби Йеонатан бен Узиель занимался Торой, птички, пролетавшие над ним, сгорали.

А Элиша бен Авуя рассказывал, что его отец пригласил на трапезу по случаю его обрезания глав Иерушалаима. Пришел раби Элиэзер бен Уркинас и раби Иеошуа бен Ханина, и когда они стали повторять Тору, с небес спустился огонь и окружил их. Сказал им Авуйя: «Работай, вы что, пришли сжечь мой дом?» Ответили ему: «Хас вэ шалом, мы сидим и повторяем Тору, а ведь она была дана в огне: гора горела огнем до сердца небес».

И учили мы: история о раби Йоханане бен Закай, который ехал на своем осле, а раби Элазар бен Арах шел за ним. Сказал ему: «Раби, разреши сказать пред тобой одну вещь, которой ты меня учил». Тотчас спустился раби Йоханан бен Закай с осла, облачился в талит и сел на камень под оливковым деревом. Сказал ему: «Раби, почему ты спустился с осла?» Сказал: «Возможно ли, что ты будешь толковать деяния колесницы, и Шхина будет пребывать с нами, и ангелы служения будут сопровождать нас, а я поеду верхом на осле?» Тотчас начал раби Элазар бен Арах свое толкование, и спустился огонь с небес, и окружил все деревья в поле. Начали все петь, и отвечал им ангел из огня, говоря: «Это, это деяние колесницы» (то есть, порядок высшего управления Творца).

Настолько великие Исраэля выше народа. А что с нами?

И мы удостоимся этого, вскоре. Во время будущего Избавления. Когда изольет Ашем Свой дух на всякую плоть и наполнится земля знанием Б-га (Ишаяу, 11:9); когда все буду учить Тору из уст самого Творца благословенного. И в будущем станет сияние Исраэля огнем Престола Славы, как сказано «И станет свет Исраэля огнем» (Ишайя, 10:17). И объясняли, что наши понятия в то время относительно наших сегодняшних понятий совершенно непостижимы нами. Другой мир понятий, и нет у нас возможности представить себе жизнь в огне.

А что будет с нами до будущего Избавления?

И сегодня, мы тоже можем удостоиться нечто подобного.

Два раза в год, в месяце адар и месяце элул собирались евреи Вавилона учить Тору из уст глав поколения законы праздников. В адаре — законы Песаха. В элуле — законы шофара, суки и четырех видов растений. Сказал рав Аши: у неевреев, живущих там, каменное сердце. Ведь они видят славу Торы два раза в год, и ни один из них не принимает еврейство (Трактат Брахот, 17). А в чем они видели славу Торы? Писали об этом в тосфот: «И видел я в книге периодов, написанной равом, раби Иеудой бен Барзилай, что слышал он, что столб огня спускался с небес на них в элуле и адаре»

На кого спускался огонь? Не на Моше рабейну, не на раби Шимона бар Йохай, а на десятки тысяч обычных евреев, трудящихся изо дня в день, оставивших свои дела и приехавших учить необходимые алахот.

Почему? Чтобы показать им и нам, насколько поднимается еврей, учащий Тору, уподобленную огню.

И вот рассказ на эту тему.

Аврех из Бней Брака давал уроки Торы в одном из районов Рамат Гана. Шел он пешком около получаса, и возвращался тоже пешком. Однажды, в зимний вечер шел сильный дождь. В то время дороги не были асфальтированы, и потому аврех должен идти пешком по грязи. Пришел аврех к раву Хазон Иш, благословенна память праведника, и спросил: «Готов я идти по лужам и промокнуть до костей, но думаю, что все будет напрасно, так как в такую погоду никто не выйдет из дома.»

Спросил Хазон Иш: «Ни один человек не придет на урок?»

Ответил аврех: «Шамес, конечно, придет, чтобы открыть синагогу и зажечь свет».

Сказал Хазон Иш: «В таком случае, ты должен идти».

Это было постановление рава, и аврех принял его. Но он спросил: «Можно задать вопрос?»

Разрешение было дано, и он задал вопрос: «Если бы пришло много людей, я бы понял. Но если придет только один человек, почему я должен идти полчаса туда и полчаса обратно, в такую ненастную погоду, чтобы шамес учился в течение часа. Чем предпочтительнее час его учебы, чем час, который я теряю во время ходьбы?»

«Ты прав, — сказал Хазон Иш, — но в расчет принимается не только час учебы. Знай, что шамес до урока не тот же человек, который после урока!»

Он учил Тору, которая уподоблена огню, и в какой-то момент он превратится в «мудреца, тело которого — огонь» (Трактат Хагига, 27). Его понятия возвысятся, мысли очистятся, и это будет другой человек. Как обязывают эти слова. Как они побуждают присоединиться к урокам Торы и подняться в свете и пламени. (Мааян ашавуа)


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Как долго нужно встречаться до свадьбы?

Вчера, отвечает Хана Лернер

Как избавиться от порнозависимости?

29 мая, отвечает Рав Ашер Кушнир

Мой жених считает, что если его бывшая жена не примет меня, нам надо развестись...

28 мая, отвечает Мира Вайсбин

Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.