Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Спросить семейного консультанта Спросить раввина

Как правильно хвалить ребенка? Чтобы у него не было зависимости от похвалы?

Темы: Воспитание детей, Поощрение, Внимание к ребенку, Ита Минкин, Внутренний мир, Общение с детьми, Самооценка, Зависимости

Подскажите, пожалуйста, как правильно хвалить ребенка. Конечно, хвалим только за конкретное действие и никогда не просто так. Но я слышала от психолога, не знаю, насколько это правда, что часто хвалить ребенка даже за конкретные действия нельзя! Например, если ребенок принес рисунок, не нужно говорить: как красиво!! А нужно сказать: о, ты нарисовал дерево, солнышко и т.д. Вопрос заключается в том, чтобы не выработать у ребенка зависимости от постоянной чьей-либо похвалы и чтобы во взрослой жизни у него не было комплексов и сильных переживаний потому, что его не похвалил на работе, в коллективе или даже, наоборот, нашли какой-то недостаток. Спасибо большое заранее за ответ! Н.

Отложить Отложено
Отвечает Ита Минкина

Уважаемая Н.!

Вы правы, хвалить надо уметь!

Если просто сказать «как красиво!», это сэкономит родителям время на подбор слов, но детей это, как правило, не убедит и ничего нового о себе они не узнают. Только испытают секундное приятное чувство.

Например, мальчик показывает маме рисунок.

«Как красиво!» — восклицает мама.

«Она, правда, так считает или просто говорит, чтобы я отстал?» — думает ребенок.

И даже если родители приходят в настоящий восторг и восклицают: «Изумительный рисунок!», ребенок вполне может подумать: «Да-а, вот видели бы они рисунок Миши… они бы так про мой не говорили…»

И если Вам кажется, что я описываю чувства детей циничных, вспомните свою или чужую реакцию на комплимент, который в Ваших глазах был чрезмерен… И дети, в общем, так же реагируют (только молча). Или спрашивают снова и снова: «Правда, красивый? Нет, правда?», или восклицают: «Фу, он уродливый!». И бедный родитель отвечает: «Да нет же, я же сказал: красиво! Что тебе еще надо?!»

Правильно хвалить не так сложно, надо только добавить чуть-чуть личного отношения. Итак.

1) Опишите то, что Вы видите: «Я вижу солнышко, дерево и облака». Или (если ребенок прибрал свою комнату): «Я вижу, что все книжки стоят на полке, кровать застелена, а игрушки в коробке». Или: «Я видела, как ты терпеливо отвечал тете Рине про то, что учишь в школе, и хотя, я знаю, ты торопился, ты сдержался и не показал ей этого».

2) Скажите (или опишите), какое чувство у Вас это вызывает. В примере с рисунком: «Мне это напоминает дачу…. Ах, как бы я хотела сейчас оказаться где-то за городом, на траве, почувствовать солнышко…». В примере с прибранной комнатой: «Меня очень радует, когда я вижу, что все вещи лежат на своем месте. В такой комнате я чувствую себя комфортно». Или в примере с тетей Риной: «Я горжусь, что мой сын терпеливо разговаривает с пожилой женщиной».

Когда Вы достаточно поупражняетесь в выполнении первых двух пунктов, можно добавить третий.

3) Скажите одним-двумя словами, как Вы определили бы такой рисунок и такое поведение: «Это рисунок С ДУШОЙ! (или С НАСТРОЕНИЕМ!)»

Ребенок тогда может подумать: «Миша, может, и рисует красивее, чем я, а я зато рисую С НАСТРОЕНИЕМ!» Или (в примере с прибранной комнатой): «Это я называю ОРГАНИЗОВАННОСТЬ!» Или (в примере с тетей): «Для меня это пример настоящей ВЕЖЛИВОСТИ (КОРРЕКТНОСТИ)».

Ребенок, чьи родители год за годом делают эти маленькие усилия (а пока не привыкнешь, это, правда, требует некоторого усилия), получает от похвалы нечто значительно большее, чем просто минутное приятное чувство, он получает НОВОЕ ЗНАНИЕ о себе.

«Мои рисунки будят воспоминания», «Я умею создавать комфорт», «Я умею сдерживаться, чтобы не обидеть».

У ребенка, которого хвалят так, как мы описали, вырабатывается самоуважение, основанное на ТОЧНОМ, КОНКРЕТНОМ знании своих положительных черт или талантов. А это, согласитесь, достаточный противовес переживаниям о том, что кто-то не похвалил или даже покритиковал!

Спасибо за Ваш вопрос, с уважением, Ита Минкина


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Как долго нужно встречаться до свадьбы?

Вчера, отвечает Хана Лернер

Как избавиться от порнозависимости?

29 мая, отвечает Рав Ашер Кушнир

Мой жених считает, что если его бывшая жена не примет меня, нам надо развестись...

28 мая, отвечает Мира Вайсбин

Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.