Темы: Воспитание детей, Дети
В нашей семье у одного из детей обнаружилась довольно тяжелое заболевание. Мы не знаем — надо ли говорить об этом другим детям? Они такие чувствительные, мы боимся, что им будет очень больно об этом узнать. С другой стороны, невозможно это скрывать: мы ездим с ним на процедуры, да и плохое состояние самого ребенка видно невооруженным глазом. Что делать?
Любящие родители естественным образом стремятся оградить своих детей от боли и горя — насколько это возможно.
Вместе с тем надо обратить внимание на дополнительные аспекты этой проблемы.
1. Как известно, жизнь — не розовый сад, и не всегда в ней все тихо и гладко. Дети, кстати, прекрасно об этом знают. Они ведь сами иногда болеют, иногда голодны, иногда ссорятся. Их первичный жизненный опыт уже убедил их в том, что жизнь — штука не всегда приятная. К тому же они видят все вокруг, в том числе и своих родителей, которым приходится справляться с постоянными трудностями разного уровня. Мы должны относиться к возникающим проблемам как к неотъемлемой и необходимой части жизни. И научить детей правильно относиться к ним.
2. Когда в семье скрывают какую-то проблему, дети моментально это чувствуют, даже если не подают вида. Однако они не могут знать, насколько эта проблема серьёзна, и склонны преувеличивать и фантазировать. Например: один из родителей потерял работу, в семье ощущается напряжение в связи с недостатком денег, но детям ничего не говорят. Дети вполне серьезно могут опасаться, что скоро вся семья умрет от голода или их всех посадят в тюрьму за невыплаченные долги. Если есть проблема со здоровьем, которую тщательно скрывают, то дети интерпретируют это так: «Скрывают всегда самое страшное», и могут не на шутку перепугаться.
3. Ребенок принимает проблему так, как ее подают родители. Можно подать ее на доступном для ребенка уровне, например: «Дедушка должен пройти операцию, чтобы его сердце лучше работало. После операции он будет себя чувствовать, с Б-жьей помощью, гораздо лучше». Важно рассказывать только правдивые вещи, но нет необходимости перегружать ребенка подробностями или рассказывать всю правду от начала до конца.
И, наконец, самое главное: дайте детям возможность помочь больному! Пусть они молятся за его выздоровление, исполняют заповеди с намерением облегчить его страдания, проводят «мероприятия», которые посвятят выздоровлению. Эти действия сами по себе значительно снижают уровень страха и беспокойства.
Скорейшего выздоровления вашим близким и всем, кто в нем нуждается!
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.