Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Спросить семейного консультанта Спросить раввина

Наша дочь обзывается и бьет других детей

Темы: Воспитание детей, Рав Реувен Куклин, Дети, Детская агрессия, Подростковый период

Шалом рав. У нас дочь 11 лет очень проблематичная, чуть что, сразу кипит в буквальном смысле этого слова, может запросто нас обозвать, 2 другие старшие дочки — абсолютная противоположность, все помогают, хорошо учатся, если они ей что-то говорят, она их просто бьет, она очень сильная и запросто с ними справляется. Спасибо.

Отложить Отложено
Отвечает Рав Реувен Куклин

Уважаемый …!

Прежде чем мы задумаемся, как исправить какую-либо проблему, нам необходимо задуматься о сути этой проблемы, поскольку правильное понимание сути проблемы и её корней является важнейшим ключом для её решения. Раз так, нам необходимо понять причины подобного поведения Вашей дочери.

На первый взгляд, причина подобного поведения — врождённый характер. Мы видим, что нас окружают разные люди, у каждого из них свой темперамент, свой характер. Есть люди вспыльчивые, каждую вещь они принимают близко к сердцу, любая ситуация их выводит из себя. С другой стороны, есть люди спокойные, апатично относящиеся к различным ситуациям в жизни, ничто не может их вывести из себя.

Однако мудрецы нас учат, что у каждого человека есть свобода выбора, и никакой врождённый темперамент не может оправдать недостойное отношение к окружающим. Действительно, люди рождаются с различным темпераментом, с различным характером, однако у каждого есть свобода выбора, в каких ситуациях пользоваться своим темпераментом, а в каких его ограничить.

Говорят мудрецы (Талмуд, трактат Шаббат 156 б), что человеку, рождённому под созвездием Марс, суждено проливать кровь. Однако это не значит, что ему суждено быть грешником, — свобода выбора остается в его руках, он может быть моэлем (делать обрезания), и тогда он будет праведником, может быть шохетом (резником), а может быть разбойником. Подобное можно сказать и о вспыльчивом человеке. Сам гнев не всегда отрицательная черта характера, вопрос, в каких ситуациях его использовать. Говорят мудрецы (трактат Брахот 5а): «Человеку необходимо гневаться на дурные побуждения, которые находятся в нём самом». Если человек использует свою склонность к гневу для того, чтобы гневаться на свои дурные побуждения, то он будет праведником. А если будет гневаться на окружающих, – будет грешником.

Любое поведение человека основано на привычке. Сказали мудрецы (Мусарим): «Привычка — властитель надо всем». Человек, гневающийся на окружающих, привык реагировать подобным образом на всё, что ему не нравится. И исправиться он может, только усвоив противоположную привычку. Родителям необходимо помочь своему ребёнку приобрести правильные привычки.

Каким образом они могут помочь своему ребёнку в этом?

Сказал царь Соломон (Мишлей 22:6): «Наставь юношу на путь его, и он не уклонится от него, когда и состарится». Объясняет рабейну Йона, что человек не может сразу, в один момент достичь совершенства, поэтому родителям необходимо приучать его постепенно — на «пути его». Таким образом ребёнок, постепенно будет приобретать положительные привычки и продвигаться в духовном отношении.

И тут важно помнить, что самое важное в приобретении привычки — постоянство. Следует требовать наиболее лёгких для ребёнка действий, но на том, что мы требуем, необходимо настаивать неотступно.

Подобный подход может быть использован и в отношении Вашей дочери. Маловероятно, что она за один день станет другим человеком. Поэтому невозможно и требовать от неё этого. Однако, следует выбрать небольшую часть дня, когда ей легче всего оставаться спокойной, и требовать от нее именно в эту часть дня вести себя подобающим образом. Всеми силами следует помочь дочери преуспеть в этом (создать спокойную обстановку и т.п.). Обращать внимание на её успехи: «Видишь, ты умеешь говорить спокойно, и это всем приятно». Только когда человек видит, что он в чём-то преуспевает, у него появляются амбиции ещё более преуспеть. И постепенно «удлинять» эту часть дня.

Кроме того, важно, чтобы дочь поняла: путём скандалов она не сможет ничего достичь. Во время скандала следует, сохраняя спокойствие, сообщить, что родители не слышат слов, произнесённых на повышенных тонах.

С уважением, Реувен Куклин

Читайте: Как надо воспитывать сестру старшему брату?


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Как долго нужно встречаться до свадьбы?

Вчера, отвечает Хана Лернер

Как избавиться от порнозависимости?

29 мая, отвечает Рав Ашер Кушнир

Мой жених считает, что если его бывшая жена не примет меня, нам надо развестись...

28 мая, отвечает Мира Вайсбин

Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.