Темы: Муж и Жена, Роли супругов, Мирьям Климовская, Общение супругов, Самосовершенствование в браке
Мужчина и женщина такие разные. Они по-разному чувствуют, они по-разному мыслят. А как было задумано в начале? Что говорят об этом мудрецы? Где узнать подробнее о сотворении человека: «мужчину и женщину — сотворил их»? К.
Уважаемая К.!
Спасибо за интересный вопрос. Из Торы известно, что вначале человек был сотворен как единое существо и Творец сказал: «Не хорош человек, живущий один. Сделаю ему помощника, соответствующего ему» (Берешит, 2:18). После того как Адам — Первый человек — не нашел себе подходящего помощника среди всех животных, Всевышний провел уникальную операцию — отделил часть самого человека (слово цела, употребленное в тексте Торы, может обозначать как «ребро», так и «сторона», «грань») и сделал из нее женщину. И тогда человек сказал: «Эта на сей раз! Плоть от плоти моей и кость от кости моей» (Берешит, 2:23).
Остановимся на этом описании, т.к. из него можно многое понять. Итак, во-первых, мы видим, что Сам Всевышний говорит: человек не хорош, пока он живет один. Это должны учитывать те, кому удобнее оставаться холостяками: не все, что нам в жизни удобно, — правильно и хорошо. Иногда приходится поступиться своим комфортом, свободой и независимостью, чтобы создать нечто качественно новое — вместе стать целым человеком!
«Помощник, соответствующий ему» — женщина должна в чем-то помогать мужчине. Имеется ли в виду только материальная помощь: готовить, стирать, убирать, растить его детей? Но первая женщина была создана еще тогда, когда люди жили в Ган-Эдене (Райском саду), где не нужно было трудиться физически. Из этого следует, что основная помощь, требуемая от женщины, — помощь в духовном совершенствовании. Но тогда непонятно: помочь человеку развиваться духовно может такой же, как он сам, — тот, кто так же думает, чувствует и действует. Между тем, помощник называется эзэр ке-нэгдо, что можно перевести как «противоположный». И мы видим, что женщина совсем не похожа на мужчину: она по-другому на все реагирует, ее организм, в отличие от мужского, претерпевает постоянные гормональные и физические изменения, изменяется и ее душевное состояние, что иногда очень затрудняет мужчине общение с ней. И именно с таким существом, зачастую совершенно «противоположным», мужчина должен прийти к гармонии и стать «единой плотью». Очевидно, именно эти различия и создают возможность помощи в духовном росте: находясь рядом с человеком, который понимает все твои слова и мысли, хочет того же, что и ты, ты не будешь испытывать трудности, которые и являются важнейшим условием роста!
И так, преодолевая трудности, учась взаимопониманию, уступая и приспосабливаясь друг к другу, мужчина и женщина в конце концов становятся одним целым — «единой плотью». Но для этого каждый должен постоянно помнить, что «эта… плоть от плоти моей и кость от кости моей». Т.е. брак — это, образно говоря, соединение двух частей, которые когда-то были одним целым и теперь должны снова найти путь друг к другу.
О сотворении человека, о ролях и обязанностях мужчины и женщины можно говорить бесконечно долго. Возможно, ответы на некоторые свои вопросы Вы сможете найти на нашем сайте в разделах «Вопросы раввину» и «Семья». Если же подходящего ответа там не будет, Вы всегда сможете задать конкретный вопрос.
С уважением, Мирьям Климовская
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.