Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Рабби Йешая бар-Авраам а-Леви Гурвиц — Шла аКадош

Дата рождения: прибл. 1565 г. (5325) Дата смерти: прибл. 1630 г. (5390)
Период жизни: Ахроним

«Открытые разделы Торы — святы, а тайные разделы Торы — Святая Святых»

Рабби Йешая бар-Авраам а-Леви Гурвиц (Шла а-Кадош; ок. 5325-5390/ ок. 1565-1630/гг.) — один из духовных лидеров ашкеназских евреев, мыслитель и каббалист; автор книги Шней лухот а-брит («Две скрижали завета»).

Прямой потомок пророка Шмуэля, а также — выдающегося законоучителя из Прованса рабби Зерахии а-Леви (Бааль а-Маор). Потомки рабби Зерахии были изгнаны из Испании в 5252/1492/ году и нашли убежище в далёкой Богемии — в деревушке Гурвиц возле Праги (Сарэй а-Меа1:16).

Рабби Йешая бар-Авраам а-Леви Гурвиц родился в Праге. Его отец, р. Авраам а-Леви Гурвиц, был авторитетным знатоком Торы, написавшим ряд книг, — самая известная из них, Хэсэд лэ-Авраам (Милосердие Аврааму), посвящена философским взглядам Рамбама. Когда Йешая был ещё ребёнком, семья переехала в Краков, столицу Малой (юго-западной) Польши. Изучал Тору у отца, а затем у Маарама из Люблина, бывшего в тот период раввином и главой йешивы в Кракове.

В 5357/1597/ году р. Йешая Гурвиц издал книгу отца Омек а-Браха («Сокровенный смысл благословений»), сопроводив её своими комментариями, которые свидетельствуют о его основательном знакомстве с тайнами Каббалы.

В 5360/1600/ году он впервые был приглашён занять раввинский пост — в городе Дубно на Волыни; позже он стал раввином в крупнейшем городе на Волыни — Остроге, а затем возглавил общину Познани, столицы Великой Польши.

В 5366/1606/ году его пригласили возглавить раввинский суд во Франкфурте на Майне, в одной из крупнейших еврейских общин Германии. А в 5374/1614/ году, когда евреи были изгнаны из этого города, он вернулся в Краков, город своего детства. Он стал главным раввином Кракова, затем Вены и, наконец, Праги — города, где он появился на свет.

Во всех перечисленных общинах р. Йешая Гурвиц прославился своей самоотверженной помощью неимущим. Его сын, р. Шабтай Гурвиц, вспоминал, что «за столом отца не бывало менее восьмидесяти человек — ни в будни, ни в праздники, ни в шабаты» (Предисловие к его книге Вавэй Амудим).

В 5380/1620/ году р. Гурвиц принял решение переселиться в Землю Израиля.

Расставшись со своими детьми и их семьями, он вместе с женой и несколькими учениками пустился в опасный путь по Европе, охваченной пламенем Тридцатилетней войны между протестантами и католиками. Путешествие продолжалось долгие месяцы — на море их корабль подвергся нападению пиратов, и лишь неожиданно поднявшийся шквальный ветер отогнал пиратский фрегат от их судна. Сойдя на берег значительно севернее Земли Израиля, они с караваном добрались до города Алеппо (ныне Халеб), а затем до Дамаска. Здесь их встретили два посланца из Цфата, которые предложили р. Гурвицу стать раввином ашкеназской общины этого города. Он ответил уклончиво, потому что видел для себя иную цель путешествия. И вот, уже на выходе из Дамаска, им повстречался запыхавшийся посланец из Йерушалаима — он вручил р. Гурвицу письмо от совета ашкеназской общины святого города: его призывали встать во главе общины.

Р. Гурвиц вступил в Йерушалаим в конце месяца хешван 5382/1621/ года — в ту неделю, когда читается глава Ваеце, в которой сказано: «Какой трепет внушает это место! Не иначе, как здесь Святилище Б-га, и здесь — врата Небес» (Бэрейшит 28, 17). Поселившись в домике, примыкающем к ашкеназской синагоге, р. Гурвиц принял бразды правления иерусалимской общиной.

В Йерушалаиме, во «вратах Небес», он завершил работу над книгой Шнэй Лухот а-Брит («Две скрижали завета»), начатой им ещё в Европе. Эта книга, в которой указаны пути, ведущие к праведности, представляет собой сплав Алахи (законодательных предписаний), Мусара (этических наставлений) и Каббалы. Сердцевину Торы и ключи к её постижению р. Гурвиц видел именно в Каббале, утверждая: «Открытые разделы Торы — святы, а тайные разделы Торы — Святая Святых». И он считал, что, поскольку приближается время Геулы — конечного избавления, многие тайны могут приоткрываться и самые сокровенные знания уже могут становиться более доступными.

Эта книга стала одной из самых авторитетных и популярных в народе Израиля. Особенно значительное влияние она оказала на формирование и развитие хасидизма в странах Восточной Европы.

В последующих поколениях эту книгу стали сокращённо называть Шла (аббревиатура слов Шней Лухот а-Брит). И, как это часто бывает в еврейской традиции, название прославленной книги как бы заменило собой имя автора — в историю еврейской мысли р. Йешая Гурвиц вошёл под именем Шла а-Кадош.

С особенной любовью и трепетом р. Гурвиц говорит в своей книге о Земле Израиля, принявшей его, «как мать принимает сына в объятия» (Шла, Шаар а-Отийот, Кдуша). По его словам, «святость Земли Израиля подобна святости Ган Эдена, и даже теперь, когда земля лежит в развалинах, она по-прежнему свята». В качестве законоучителя р. Гурвиц считал, что «заповедь Торы о заселении Земли Израиля остаётся в силе и в наши дни» (там же), — и он прибыл в Йерушалаим, чтобы самым наилучшим образом выполнять эту заповедь.

Но недаром сказали наши мудрецы, что «Земля Израиля приобретается страданиями» (Брахот 5а). Зимой 5385/1625/ года в Йерушалаим прибыл новый турецкий наместник по имени Мухаммед ибн-Фарук, который быстро проявил себя как жестокий вымогатель. По его приказу людей хватали на улицах, бросали в застенки, а затем требовали крупную сумму денег у родственников — в качестве выкупа. Жизнь в святом городе становилась всё более опасной и, в первую очередь, для евреев.

В шабат, 11-го элула 5385/1625/ года, прямо во время утренней молитвы были арестованы пятнадцать руководителей еврейской общины и среди них — шестидесятипятилетний р. Гурвиц. Две недели пленники провели в арестантской яме — за это время общине удалось собрать, заняв деньги у арабских богачей под пятьдесят процентов роста, ту баснословную сумму, которую требовал ибн-Фарук. В канун Рош а-Шана р. Гурвиц и его товарищи были освобождены, — но и после этого грабежи и преследования продолжались. Чтобы избежать нового ареста, несколько руководителей общины, оставив всё своё имущество, тайно покинули город.

Р. Гурвиц нашёл убежище в Цфате, а затем переехал в Тверию. В этот период Шла а-Кадош завершил работу над комментарием к сидуру, начатую им ещё в Йерушалаиме. Эту книгу он назвал Шаара-Шамаим («Врата небес») — в память о дне своего прибытия в святой город, когда в синагогах читали стих их главы Ваеце.

И в последний период жизни, в Цфате и Тверии, к нему как к наиболее авторитетному раввину страны по-прежнему обращались из многих общин за разрешением спорных вопросов.

Шла а-Кадош умер в Тверии в 5390/1630/ году. Похоронен рядом с могилой Рамбама.

Его сын и ученик, р. Шабтай-Шефтель Гурвиц, был одним из духовных лидеров следующего поколения ашкеназских евреев.

Из книги «Еврейские мудрецы», изд. Швут Ами

Читайте: Молитва о потомстве