Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Отрывки из книги «Законы трех недель» (Бейн Амецарим)

Мытье тела в период с 1 по 9 ава — «Девять дней»

Мытье ради удовольствия

  1. Во время «Девяти дней» принято не мыться даже холодной водой (ס" תקנ"א ס" ט"ז ומ"ב ס"ק פ"ח). Этот запрет включает в себя принятие ванны или мытье ради удовольствия, однако мытье по медицинским соображениям позволительно (מ"ב שם וע" שעה"צ ס"ק צ"ד דאפילו בחמין שרי). Соответственно, если человек запачкался или вспотел, он может помыться или принять ванну для того, чтобы удалить грязь или пот (ע" יו"ד ס" שפ"א ס"א דאבל שהיה מלוכלך מותר לרחוץ כדרכו וכן ע" ס" תקנ"ד ס"ט וערה"ש ס" תקנ"א ס" ל"ז; см. 3).

Использование мыла и шампуня

  1. Нанесение мыла или шампуня на волосы, мытье горячей или теплой водой запрещено, кроме того случая, если только так возможно смыть грязь или пот, а также по медицинским показаниям (ע" רמ"א ס"ס ט"ז ומ"ב ס"ק צ"ו לענין ע"ש חזון ונראה דבענין שלנו שהוא מלוכלך דשרי דומיא לרחיצה וסיכה להעביר הזוהמא ע" יו"ד ס" שפ"א ס"א, ב").

Мытье лица, рук и ступней

  1. Хотя и запрещено принимать ванну или мыть тело даже в холодной воде, разрешено мыть отдельно лицо, руки и ступни (רמ"א ס" ט"ז ומ"ב ס"ק צ"ד ).

Плавание

  1. Плавание во время «Девяти дней» запрещено (ע" ס" תקנ"א ס" ט"ז וערה"ש ס" ל"ה). Однако, если человек должен плавать по медицинским показаниям (например, в качестве упражнения при паралитических состояниях), то это позволительно (ע" מ"ב ס"ק פ"ח ושעה"צ ס"ק צ"ד).

Также если человек вспотел или испачкался, он может на краткое время погрузиться в бассейн с водой, чтобы удалить грязь или пот (שמעתי מפי הגרמ"פ זצ"ל. וכן ע" יו"ד ס" שפ"א ס"א, ב" לענין רחיצה סיכה להעביר הזוהמא וע" מ"ב ס" תרי"ג ס"ק א" לענין יוה"כ ודוק).

Мытье ради заповеди

  1. Разрешено мыться ради заповеди, причем даже горячей водой и даже в течение той недели, на которую приходится 9 ава (ע" ס" תקנ"א ס" ט"ז וב"ה ד"ה לצורך). Следовательно, женщина по окончании своих семи чистых дней принимает ванну и моется в обычном порядке, после чего окунается (ע" רמ"א שם). Подобным же образом она может помыться и перед началом отсчета семи чистых дней (שם).

Если ее окунание состоится на исходе 9 ава, то есть вечером, следующим за 9 ава, многие алахические авторитеты придерживаются мнения, что она должна принять ванну и помыться накануне 9 ава, а затем помыться еще раз перед окунанием на исходе 9 ава (מ"א ס" תקנ"ד ס"ק י" ומ"ב ס"ק י"ח כש"ך יו"ד ס" קצ"ט ס"ק ו", ט"). Другие считают, что она может принимать ванну и мыться накануне 9 ава только в том случае, если ей будет затруднительно сделать это на исходе 9 ава (ח"א קש"ע, בית הלל, א"ר, דה"ח כרמ"א ס" קצ"ט ס"ד). Стричь ногти, однако, следует на исходе 9 ава (מצבת משה אות ה").

Мужская миква

  1. Относительно окунания для мужчин, то те, кто обычно окунаются в каждый канун субботы, могут делать это и в канун субботы Хазон, но только в холодной воде[1]. Многие алахические авторитеты считают, что тот, кто иногда пропускает окунание из-за того, что слишком занят, или из-за того, что вода слишком холодная, не может окунаться в канун субботы Хазон (מ"ב ס" תקנ"א ס"ק צ"ה ושעה"צ ס"ק צ"ח).

Мытье в канун субботы

  1. Приведенный выше закон относится к окунанию в канун субботы. Относительно мытья в канун субботы, многие алахические авторитеты придерживаются мнения, что даже если человек в канун каждой субботы обычно моет все тело горячей водой, в канун субботы Хазон ему не разрешено мыть все тело даже холодной водой (מ"ב ס"ק צ"ה). Однако, если он обычно каждый канун субботы моет лицо, руки и ступни горячей водой, то он может сделать то же самое и в канун субботы Хазон (מ"ב ס"ק צ"ו). В соответствии с этим мнением, если рош ходеш ав выпадает на канун субботы, он может вымыть все тело даже горячей водой, если он моет все тело горячей водой в каждый канун субботы (מ"ב ס"ק פ"ט).

Хотя есть алахические авторитеты, которые упрекают тех, кто моется обычным способом в канун субботы Хазон, другие придерживаются мнения, что, поскольку в наше время в тех странах, в которых мы живем, мы привыкли мыться чаще, человек может мыться обычным способом и даже горячей водой в канун субботы Хазон, если он обычно моется горячей водой перед каждой субботой (ואף שבערה"ש ס" ל"ו טען על שמזלזלים ברחיצה בע"ש חזון שמעתי מפי הגרמ"פ זצ"ל בשנת תשל"ח כשחל ע"ש חזון בח" באב שמותר להתרחץ אפילו בחמין למי שרגיל כן בכל ע"ש ואינו מבטלו אם לא מחמת אונס. וכן מ"כ מהגרי"א הענקין זצ"ל בהסכמה לס" נחמת יוסף וז"ל «לענין רחיצה וזיעה בע"ש חזון לענ"ד במדינה זו שנוהגים לרחוץ תדיר הכל בגדר איסטניסים בזה ודיינו להחמיר בשאר ימים ולא בע"ש וכן ראיתי נוהגים חסידים ברייסין שרחצו במרחץ בע"ש חזון").

Использование шампуня в канун субботы

  1. Если человек моет голову горячей водой в канун каждой субботы, то ему можно помыть голову даже горячей водой в канун субботы Хазон, даже если канун субботы Хазон является кануном 9 ава (רמ"א ס" ט"ז). Однако по мнению многих алахических авторитетов (см. 7), запрещено использование мыла или шампуня.

В соответствии с взглядом некоторых алахических авторитетов (см. 7), которые разрешают человеку, привыкшему мыться в канун каждой субботы, мыться обыкновенным способом в канун субботы Хазон, намыливание волос или нанесение на них шампуня также позволительно (כך נראה).

Как мы уже выяснили (см. 2), в случае, если использование мыла или шампуня необходимо для удаления грязи или пота или по медицинским показаниям, это разрешено даже в остальные из «Девяти дней» (ע" מ"ב ס"ק פ"ח ודוק).


[1] Когда мы говорим, что можно использовать только холодную воду, имеется в виду, что можно добавлять в ванну или душ горячую воду, лишь только бы получившаяся смесь не становилась приятно теплой (כך נראה וע" שעהמ"ב קכ"ב: י"ב).

(продолжение следует) Издательство Швут Ами. Публикуется с разрешения издателя

См. также:
Тематический обзор по теме 9 ава
Обзор по теме Бейн аМецарим — три недели траура


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…