Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Содержание главы: Законы, связанные с ритуальной чистотой (Бемидбар 19:1—22). Смерть пророчицы Мирьям, сестры Моше; чудо с водой, вышедшей из скалы (20:1—11). Всевышний лишает Моше и Аарона права войти в Святую землю (20:12—13). Царь Эдома не дает евреям пройти через свою страну (20:14—21). Смерть Аарона; его сын Элиэзер становится первосвященником Храма (20:22—29). Победа над царем Арада (21:1—3). Ропот на Моше в среде евреев; чудо с медным змеем (21:4—9). Песня о Колодце — благодарность Всевышнему за воду, которую нашел народ (21:10-20). Завоевание царств Сихона и Ога на восточном берегу Иордана (21:21—22:1).

Царь Эдома не дает евреям пройти через свою страну (20:14—21).

Смерть Аарона; его сын Элиэзер становится первосвященником Храма (20:22—29).

Победа над царем Арада (21:1—3).

Ропот на Моше в среде евреев; чудо с медным змеем (21:4—9).

Песня о Колодце — благодарность Всевышнему за воду, которую нашел народ (21:10-20).

Завоевание царств Сихона и Ога на восточном берегу Иордана (21:21—22:1).

Сегодня остановимся на следующих эпизодах. Первый — чудо с водой, вышедшей из скалы, что впрямую сопряжено со смертью Мирьям, поскольку, согласно агаде, все время пока была жива Мирьям, у евреев был колодец. Этот колодец буквально сопровождал их в переходах по пустыне. Умерла праведница Мирьям — и пропал колодец. Тут же народ поднял ропот. Тогда и произошло чудо со скалой. Второй эпизод — смерть Аарона, что тоже увязывается в одну цепочку с предшествовавшими событиями: Аарон и Моше умирают на подходах к Святой земле по приговору свыше — будучи наказанными опять-таки за ту же скалу, по которой ударили посохом, вместо того чтобы «ласково» поговорить с ней — и тогда бы она тоже дала воду, но уже «без насилия».

Начнем с конца — со смерти Аарона. Написано (20:29): «И оплакивал Аарона тридцать дней весь дом Израиля». Весь дом Израиля ­значит все евреи. Все без исключения. Такие слова не сказаны о смерти Моше. Получается, что Моше оплакивали не все? Да, не все. Ибо он был судьей Израиля. А судье приходится разбирать тяжбы между истцами и ответчиками, и подчас кто-то из них остается не очень довольным решением суда. Но Аарон не был судьей. За всю жизнь он никому не сказал тяжелых слов «ты согрешил». Больше того, его отличительной чертой было миролюбие: он любил мир, жил в постоянном согласии со всеми и творил мир — то есть мирил поссорившихся. Аарон был приветлив даже с грешниками. После встречи с ним самые нечестивые из евреев раскаивались в содеянном, ибо им было стыдно глядеть в глаза праведника Аарона. Что касается поссорившихся, то с ними Аарон поступал так. Шел к одному из них и говорил: «Послушай, сын мой, твой друг признался мне, что ему стыдно перед тобой. Но он не знает, как попросить прощение, ибо уверен, что ты его не простишь». После таких слов из сердца человека уходила ненависть. А Аарон шел ко второму, чтобы сказать те же слова. В результате они оба мирились.

Когда Аарон умер, скорбел «весь дом Израиля», ибо все знали, что потеряли великого миротворца.

А теперь — почему Аарону не дано было войти в Эрец Исраэль?

Читаем (20:30): «Раз вы не поверили Мне (в эпизоде со скалой)… то не введете народ в Землю, которую Я вам дал» (20:13). Так было сказано Моше и Аарону. Но при чем тут Аарон? Ведь посох находился в руках Моше! Ответ содержится в тексте: «Поднял Моше руку и ударил по скале дважды». Обратите внимание — дважды. Когда Моше ударил первый раз — он совершил свою часть греха, но Аарон, стоявший рядом и ничего не делавший, не подлежал наказанию, поскольку ни в чем не участвовал. Возможно, он даже не догадывался о намерении Моше. Когда же Моше замахнулся второй раз, Аарон мог или остановить его, или заявить о своем несогласии, но не сделал ни того, ни другого. А значит, сознательно разделил ответственность с братом за содеянное.

Иногда молчаливое согласие приводит к страшным последствиям. Аарон, как и Моше, нашел свою смерть в пустыне, на самом подходе к Стране, в которую страстно мечтал войти.

И два последних вопроса. Почему надо было «поговорить» со скалой?

Почему Моше — хорошо зная приказ — ударил по ней, а не «поговорил»?

Когда евреи через месяц после Исхода из Египта стали жаловаться на нехватку питьевой воды, Моше было приказано: «Ударь по скале — и из нее выйдет вода» (Шмот 17:6). В последний год сорокалетнего блуждания по пустыне вновь возникла та же проблема, но теперь форма приказа изменилась: «Поговорите со скалой — и она даст воду» (Бемидбар 20:8). Там «ударь», здесь «поговорите». Второе чудо — более высокое. Надо было в большей степени укрепить веру народа в помощь Всевышнего. Ибо вход в Страну Израиля всегда труднее, чем блуждание по пустыне, пусть даже сорокалетнее, а потому требует большего присутствия духа и мужества. (Комментарий раби Шимшона Ирша.)

Но что произошло? «Поднял Моше свою руку и ударил по скале» (20:11). Почему? На этот стих в одной из хасидских книг мы нашли замечательное объяснение, полное теплой любви к еврейскому пророку. Цадик раби Менахем Мендель из Ворки заметил: дело в том, что Моше всегда заботился о еврейском народе. Обратиться к скале со словами, будто она тебя понимает, — несложно, когда за твоей спиной стоит Всевышний. Творец мира дал тебе приказ — Он и извлечет воду из мертвой скалы. Но что скажут обвинители евреев? Они скажут: евреи, вы плохо исполняете свою Тору! Смотрите, даже камень, у которого нет глаз, чтобы видеть, ушей, чтобы слышать, и сердца, чтобы понимать, — даже камень выполняет приказ Всевышнего. А вы обращаетесь к заповедям только тогда, когда приходит беда… Чтобы лишить противников такого аргумента, Моше решил ударить по скале. Пусть все видят, что и она выполняет приказы (дает воду), только когда ее бьют.

Даже в ошибках Моше проявлял святость человека, радеющего за свой народ.


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…