Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Материалы рассылки за 5766 год.

«И жил» Яаков в Египте семнадцать лет. Он достиг возраста ста сорока семи лет и, чувствуя приближение кончины, взял с Иосефа клятву, что тот похоронит его рядом с праотцами в Эрец-Исраэль.

Перед смертью Яаков благословил всех своих сыновей, пророчески предсказав каждому колену его будущее.

Иосеф выполнил желание отца и перевез его тело в Эрец-Исраэль в сопровожднии семьи Яакова, придворных фараона и старейшин Египта с всадниками и колесницами.

Глава кончается смертью Иосефа. Иосеф умирает в возрасте ста десяти лет. Его тело помещают в саркофаг в Египте. Перед смертью Иосеф берет клятву с сынов Израиля, что, когда Б-г вспомнит о них, т.е. выведет их из Египта, они возьмут его кости с собой и похоронят в Эрец-Исраэль.

Глава «Вайхи» завершает книгу «Берешит», первую книгу Хумаша (Пятикнижия).

ДУШЕВНЫЕ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА

Благословляя сыновей, Яаков предсказывает их будущее и определяет их миссию, исходя из их душевных качеств.

За недостатком места поговорим лишь об одном из этих благословений — о благословении Шимону и Леви (одном на двоих).

Душевные качества человека проявляются в поступках.

Среди поступков, совершенных Шимоном и Леви и представителями их колен, Тора рассказывает об уничтожении Шимоном и Леви мужского населения города Шхема, где сын правителя сначала обесчестил их сестру Дину, а потом просил ее в жены, о намерении убить Иосефа, претендующего, по мнению братьев, на главную роль в семье, о недостойном поведении в пустыне представителя колена Шимона по имени Зимри и о представителе колена Леви по имени Пинхас, который убил Зимри и тем отвратил гнев Всевышнего от народа Израиля.

Яаков говорит: « Шимон и Леви, братья… в гневе своем убили мужа (подразумевается Шхем) и по воле своей [едва не] подсекли быка (подразумевается сговор против Иосефа). Проклят их гнев, ибо могуч, и их ярость, ибо жестока она…»(Берешит, 49:5-7).

Очевидное «братья» сказано о Шимоне и Леви, потому что они были единомышленниками в деле против Шхема и против Иосефа. Гнев их проклят, потому что он «могуч».

Вопрос — что значит проклясть гнев? Как можно его проклясть? Рав Ицхак Зильбер, мой отец, благословенна его память, объяснял это так: лишить гнев силы. У директора завода, говорил он, есть масса возможностей реализовать свой гнев, увольняя, вынося выговоры и налагая штрафы. А что происходит, если сердится бедный, зависимый человек? Ничего. Его гнев не имеет силы. Он проклят.

Таково наиболее простое объяснение.

Теперь спрашивается: что пользы говорить Шимону и Леви об их гневе, об их очень серьезном недостатке? Ну, это как будто понятно: чтобы они знали об этой стороне своего характера и работали над ней.

Интересно, что этим отрицательным качеством обладают оба брата, но в дальнейшем оно проявляется у них по-разному. Оказывается, отрицательное качество можно использовать и в хороших целях.

Леви прожил дольше других братьев и передал своим потомкам знания, полученные от отца. Колено Леви в Египте упорно занималось изучением Торы. Когда все население Египта было призвано фараоном «на субботник», обернувшийся потом для евреев полным порабощением, левиты к «энтузиастам» не присоединились: обойдемся, мол, без орденов и медалей за трудовые подвиги. Это позволило им остаться вне «рабочих списков», и они избежали изнурительной работы с глиной и кирпичами, а занимались Торой. Их качество гнева прошло «обработку» Торой, они не участвовали в поклонении золотому тельцу в пустыне, и когда в эпизоде с золотым тельцом Моше призвал: «Кто за Б-га, ко мне!» — к нему пришло все колено Леви. Теперь они умели управлять своим гневом и проявляли его только в рамках, предписанных Торой, и в связи с нарушением Торы. Присущая им горячность, выразившаяся в том, что они вместе с Моше поднялись против нарушителей, помогла евреям избежать суровой кары Свыше, потому что суд Небес смягчается, когда на земле кто-то «ревнует» за него.

Гневливость Шимона не прошла так основательно через Тору. Когда на сороковом году пребывания евреев в пустыне кое-кто из них стал возмущаться «излишне строгими» ограничениями, предписываемыми им не Торой, как они думали, а самим Моше, выразил это возмущение Зимри из колена Шимона, а покарал его Пинхас из колена Леви. И это проявление гнева Пинхасом также оказалось спасительным для народа.

Нет качеств только плохих или только хороших. Есть качества, которые в основном полезны, т.е. их проявление в большинстве случаев положительно. А есть качества, проявление которых хорошо далеко не всегда.

Гнев — из тех качеств, которые применимы только в редких ситуациях. Проявления гнева допустимы только в определенных границах, указанных Торой, и по поводу нарушения Торы.


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…