Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Суть концепции “человек сотворен по образу Б-га”: человек, как и Б-г, тоже в каком-то смысле властвует и управляет всем мирозданием.

В таком же подобии, если можно так выразиться, сотворил Он человека, и дал ему власть над мириадами сил и бесчисленных миров. Отдал их в его руки, чтобы он руководил ими, в соответствии с деталями хода[1] его деяний, слов и мыслей, и всем его поведением. И в сторону добра, или, не дай Бог, наоборот.

Потому что своими положительными делами, словами и мыслями, человек дает существование и придаёт энергию многим духовным силам и мирам, прибавляет им святости и света. Как сказал пророк: «И положу слова Мои в устах твои…, чтобы насаждать небеса и основать землю» (Ишаяу 51:16). И сказали мудрецы (Брахот 64а): «ученики Мудрецов умножают мир в мире, как написано “и все сыны твои (Иерусалима) будут учениками Господа, и велик мир сыновей твоих”. Не читай “сыновей твоих” (банаих), а читай “строителей твоих” (бонайх)». Ибо они (изучающие Тору) выстраивают Высшие миры, как строители выстраивают здание, и придают им великую силу.

И наоборот, не дай Бог, посредством своих негативных поступков, слов или мыслей, человек разрушает многие силы и высшие миры так, что даже трудно себе представить. Как сказано (Ишаяу 49:17) «Разрушители твои из тебя вышли». Он затемняет или преуменьшает их свет и святость[2], и соответственно добавляет силу мирам нечистоты.

В этом смысл фраз «И создал Всесильный (Элоим) человека по образу Своему, по образу Элоим создал его» (Берешит 1:27); «Ибо по образу Всесильного (Элоим) сделал человека» (9:6). Как Он всесилен, обладает всеми силами, находящимися во всех мирах, и упорядочивает их и управляет ими каждое мгновение, по воле Своей. Так Он пожелал дать власть человеку, чтобы управлял мириадами сил и миров, согласно его поступкам во всех их аспектах и деталях в любое мгновение. Все в соответствии с духовным корнем его дел, слов или мыслей, как будто и он обладает властью над ними.

И сказали мудрецы в Мидраш Раба (к Эйха 1:6 «И пошли без сил перед преследователями), сказал Раби Азарья от имени р. Йегуды бен Симона: В то время, когда Исраэль выполняют волю Бога, они добавляют силу Небесам. Как сказано “В Б-ге будем преуспевать” (Псалмы 60:14). А когда Исраэль не выполняют волю Бога, они этим как будто ослабляют силу Небес. Как сказано (Дварим 32:18) “Скалу, породившую тебя, ты ослабляешь”.

И во многих местах Зоара сказано, что грехи человека наносят ущерб в духовных мирах, и наоборот, как сказано выше. Об этом и сказано (в Псалмах 68:35): “Дайте силу Б-гу”.

И в Зоаре, в начале главы Бо: “И был день, когда пришли сыны Б-жьи (ангелы) предстать на Г-спода” (Иов 1:6). Когда ангелы хотят свидетельствовать о нехороших делах Израиля, они свидельствуют на Б-гом. Ведь, когда Израиль недостойно поступает, они этим как будто бы ослабляют силу Святого, благословен Он. А когда поступают хорошо, дают силу Богу. И об этом сказано “Дайте силу Б-гу”. Чем? Достойными делами.

И поэтому сказано “Дайте силу Б-гу (Элоим)”, и так же “В Б-ге (Элоим) будем преуспевать”, ведь Элоим означает “Обладатель всех сил, Всесильный”, и как мы уже говорили выше.

Комментарий

После того, как в предыдущей главе мы узнали смысл имени Элоим, здесь автор объясняет суть концепции “человек сотворен по образу Б-га”: человек, как и Б-г, тоже в каком-то смысле властвует и управляет всем мирозданием. Но не следует ошибочно предполагать, что как все обладатели сил в мире называются элоим, так и человек получил какую-то силу от Всевышнего властвовать в мире. Ведь все остальные обладатели сил не сотворены по образу Б-га. У них есть только определенная конкретная сила, которая не абсолютна. У человека же есть бóльшая сила, он своими деяниями влияет на само управление имени Элоим. Он стоит напротив Всевышнего и своими деяниями устанавливает мощь раскрытия Его божественности и царства — насколько власть Всевышнего раскроется в мире.


[1] Человек управляет мирами посредством своего свободного выбора, именно им он действует и движется. И когда изменяется что-то в его выборе, изменяется в соответствии с этим и высшее Управление.

[2] В нижнем мире можно разрушить, в более высоком — только затемнить, а в самом высоком — только преуменьшить свет, а не полностью затемнить.

Перевод: Пинхас Зидман

 

Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…