Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Творец либо станет укреплять того, кому хочет помочь, либо обернется против его противника и сделает все, чтобы его ослабить

«Вот Я посылаю ангела перед тобой…»[1]׳.

Написано в Мидраше[2]: Сказал Моше Всевышнему: «Ты посылаешь ангела?! Но ведь со мной был другой уговор, Ты сказал: “И спущусь Я спасти его (еврейский народ) из Египта… и вывести его.”[3]. Если Ты сам не ведешь нас, не выводи нас отсюда!»[4]Сказал Всевышний: «Не пойду среди вас.». Ответил Моше: «Но ведь Ты сказал, что пойдет ангел. А я прошу, чтобы Ты сам был с нами». Сказал ему Всевышний: «Обещаю тебе, что Я сам пойду впереди вас, можешь быть спокоен»[5]. И про это сказано руах а-кодеш: «Где слово царское, там власть. Соблюдающий заповедь не познает зла.»[6].

(Руах а-кодеш — некий уровень пророчества. Мудрецам пророчески открылось то, что произошло между Б-гом и Моше, чтобы научить нас, что если человек праведен, соблюдает заповеди, то у его молитвы есть сила отменить тяжелое решение Небес — прим.)

Трудно понять эти слова Мидраша. Мне кажется, что чтобы понять их, следует рассмотреть два вида избавления.

Притча. Два человека борются между собой. Приходит третий, и хочет помочь одному из них. Он может сделать это двумя способами: либо он станет укреплять того, кому хочет помочь, и делать так, чтобы тот был сильнее, или он обернется против его противника и сделает все, чтобы его ослабить, обеспечив, таким образом, победу тому, кому хотел.

Всевышний посылал нам избавление обоими этими способами. В одних случаях Он давал силу еврейскому народу. Так было, когда Он вывел их из Египта: Он окружил их облаками Славы, разверз им море, и провел их по нему. Все это вселяло в них силу и мужество. А в другие разы Он наводил страх на врагов народа.

Разница между этими способами в том, что укреплял и усиливал еврейский народ Всевышний сам, как сказано: «Тебе, Б-г, величие и сила.»[7]. Но когда Всевышний хотел ослабить и уничтожить врагов еврейского народа, он делал это через посланника, так как это уменьшает Его достоинство, ведь сказано: «От Б-га не выйдет зло.»[8]. И как сказано про сокрушение ассирийского войска: «И вышел ангел Б-га и поразил стан Ассирии». Не подобало, чтобы Всевышний сделал это сам. И возможно это имеется в виду в стихе: «…И поднял (Йеошуа) глаза и увидел: вот стоит перед ним человек, и в руке его обнаженный меч. И сказал ему: С нами ты, или с неприятелями нашими?»[9] На первый взгляд, вопрос Йеошуа выглядит странным: как мог он предположить, что ангел Б-га пришел, чтобы помочь врагам его народа. Но в соответствии со сказанным выше, можно предположить, что Йеошуа хотел знать, каким способом придет им спасение — при помощи укрепления их самих, или при помощи ослабления врагов. И еще я хочу привести притчу, которой можно объяснить, как Йеошуа мог сомневаться, и предположить, что ангел Б-га пришел в помощь врагам, а также объяснить ответ ангела: «Нет. Я военачальник войска Б-га. Теперь пришел»[10]. Эти слова: «теперь пришел» мудрецы приводили как объяснение строгости запрета необоснованной отмены времени изучения Торы. Я приведу еще объяснение.

Притча. Когда у входа в дом стоит стражник с мечом в руке, то это может быть по двум причинам. Одна — он стоит там, чтобы охранять важное лицо, находящееся во дворе этого дома, чтобы никто не причинил ему вреда. Другая — стеречь находящегося в доме задержанного, чтобы не сбежал. Чтобы различить, по какой причине дом охраняет стражник, надо обратить внимание, как он стоит: если он стоит лицом наружу, значит он охраняет находящегося в доме, чтобы никто не вошел к нему без разрешения. Но если его лицо обращено к дому, значит он стережет находящегося в доме, чтобы не сбежал. Однако иногда бывает, что хотя стражник оберегает находящегося в доме от нежелательных лиц, он все же смотрит в сторону дома. Это происходит, когда он только что прибыл снаружи, чтобы встать на стражу. Тогда его лицо некоторое время обращено к дому, чтобы известить находящихся там о своем прибытии, а потом он разворачивается, чтобы смотреть наружу.

И в этом и заключался вопрос Йеошуа. Сказано: «.И поднял (Йеошуа) глаза и увидел: вот стоит перед ним человек, и в руке его обнаженный меч.». Он недоумевал: «Если ты военачальник воинства Б-га, то ты должен быть нашим спасителем от врагов. Почему же ты стоишь с обнаженным мечом против меня?» Поэтому он и спросил: «С нами ты, или с неприятелями нашими?» На это ангел ответил ему: «Нет. Но я военачальник войска Б-га. Теперь пришел я» — не удивляйся, что я стою с мечом лицом к тебе — ведь я только что пришел, и хотел, чтобы ты знал, что я здесь.

Об этом и говорит вышеприведенный Мидраш: «Ты посылаешь ангела?!… Если Ты сам не ведешь нас, не выводи нас отсюда!» Сказал ему Всевышний: «Обещаю тебе, что Я сам пойду впереди вас, можешь быть спокоен». И про это сказано: «Где слово царское, там власть… Соблюдающий заповедь не познает зла.» — Моше своей молитвой победил и Всевышний пообещал сам идти с народом Израиля. И не подобает, чтобы соблюдающие заповеди были спасены посредством кого-то, от чего падут их враги. Но именно постоянное и прямое вмешательство Творца добавит им силу, и поднимет над всеми, желающими им зла.


[1] Шмот 23:20

[2] Мидраш Шмот Раба 32:8

[3] Шмот 3:8

[4] Шмот 33:14

[5] Шмот 33:14

[6] Коэлет 8:4-5

[7] Диврей а-Ямим I 29:11

[8] Мелахим II 20:35

[9] Йеошуа 5:13

[10] Йеошуа 5:14

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу

 

Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…