Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Ангелы народов поднимались по лестнице, чтобы возвеличиться, и потому прилагали усилия к тому, чтобы спустились другие, ведь когда один народ возвеличивается, другие опускаются

Притча.

Один человек умер и оставил после себя маленького сына, который получил в наследство от отца большой просторный дом. Суд назначил опекуна, чтобы сдал дом в аренду, пока ребенок не подрастет. Многие хотели арендовать дом и подняли его стоимость. Опекун сказал всем желающим: «Зачем вам ссориться? Арендуйте дом все вместе, как партнеры, и пусть каждый живет в нем определенное время, пока ребенок не вырастет». Так и поступили. Был составлен контракт, в котором оговаривалось, когда каждый из партнеров может жить в доме, но конечный срок истечения аренды последнего из них не был назначен, так как дом сдавался, пока ребенок не подрастет. А как только он вырастет, в любое время сможет забрать свой дом в свое владение.

Смысл этой притчи понятен. Всевышний видел, что народ Израиля еще не может воспринять благо, которое для него уготовано, как уже было сказано выше. Поэтому пока Он передал его ангелам народов мира, и они будут обладать им, пока мы не будем готовы принять это благо сами. Пока это не произойдет, каждому народу было отведена эпоха величия, начало и конец которой были четко установлены. Когда заканчивается время властвования одного народа, начинается эпоха величия другого. Но Эдому, которому суждено властвовать в мире последним, не было назначено время окончания эпохи царствования, так как когда придет время, Всевышний, который является истинным и единственным Царем, заберет у Эдома царство, как сказано: «И поднимутся избавители… и будет царствовать Б-г»[1]. И это то, что имелось в виду в Ялкут: «…вот ангелы Б-га поднимаются и опускаются по ней». Всевышний показал Яакову ангела, ответственного за Вавилон, который поднялся на семьдесят ступеней и спустился, затем ангела Мидии (и Персии), который поднялся на пятьдесят две ступени (и спустился), ангела Греции, который поднялся на сто восемьдесят ступеней (и спустился), а затем ангела Эдома, который все поднимался и поднимался. Яаков испугался, что он никогда не спустится. Сказал ему Всевышний: «Не трепещи, Исраэль». И так сказал Б-г Эдому: «Если поднимешься высоко, как орел. оттуда свергну Я тебя, — сказал Б-г» — то есть, Я сам, а потому нет нужды назначать время его спуска.

Следует еще сказать о том, что Всевышний не показал Яакову, когда спустится ангел Амалека (потомка Эдома — Эйсава), и упомянуть сказанное пророком: «Так сказал Б-г Эдому: . говорил в сердце своем: “Кто свергнет меня на землю?”»[2] И начнем с притчи.

Притча.

У одного человека была служанка, которая очень любила поесть. Дело доходило до того, что когда она собирала посуду со стола после еды, она соскребала прилипшие к ней остатки. Хозяевам не приходилось приказывать тщательно мыть посуду — она «вычищала» ее полностью. И хотя намеренья у хозяев и у служанки были разные, у них — чтобы посуда была чистой, а у нее — наесться, им это не мешало, так как в результате посуда была абсолютно чистая, что и требовалось. Однако при приближении праздника Песах, когда следует убрать из дома весь хамец, хозяин нанял работников, чтобы как следует вычистили всю посуду. Его спросили, зачем ему это понадобилось, почему он и теперь не дает служанке «вычистить» всю посуду от остатков пищи, и таким образом убрать из нее весь хамец? Он ответил: «В этой ситуации того, что она делает недостаточно. Ведь она чистит посуду только ради того, чтобы набить свой живот, а потому будет скрести только пока сможет набрать столько, сколько сможет положить в рот. Но я хочу убрать хамец, чтобы выполнить заповедь, а потому обязан нанять людей, которые тщательно прочистят всю посуду так, чтобы в ней не осталось абсолютно ничего».

Смысл этой притчи в том, что ангелы народов поднимались по лестнице, чтобы возвеличиться, и потому прилагали усилия к тому, чтобы спустились другие, ведь когда один народ возвеличивается, другие опускаются. И даже если от свергнутого со своего величия народа останутся бедные и немощные, на них не станут обращать внимания, так как время их народа прошло. Но последний народ, который придет к власти, Амалек, о котором сказано: «В конце навечно пропадет», не такой. Другие народы свергают своих предшественников, только чтобы иметь возможность возвеличиться самим, а потому не гонятся за слабыми и немощными, а оставляют их в покое. Но про народ Амалек сказано: «Не останется выжившего из дома Эйсава»[3] (Амалек его потомок), потому что: «И гнался за всеми слабыми твоими»[4] — Амалек хочет не просто царствовать сам, но и истребить других. Поэтому Б-г сам свергнет его, как сказано: «Война у Б-га с Амалеком»[5]. И это то, что говорит пророк: «И ополчусь Я против них, — сказал Б-г Воинств»[6] — Я сам. «И уничтожу Я у Вавилона имя и потомство — сына и внука». Амалек хочет не только властвовать, но и истребить другие народы, чтобы от них ничего не осталось. Об этом говорил пророк: «Если поднимешься высоко, как орел… оттуда свергну Я тебя, — сказал Б-г»[7] — Я сам. И разъясняет пророк: «Если воры пришли к тебе и грабители ночью. наворуют столько, сколько им требуется»[8].


[1] Овадья 1:21

[2] Овадья 1:1, 3

[3] Овадья 1:18

[4] Дварим 25:18

[5] Шмот 17:16

[6] Йешаяу 14:22

[7] Овадья 1:4

[8] Овадья 1:5

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…