Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Чем положение раскаявшихся лучше положения праведников? Притчи о народе Израиля и о тшуве

«И возложит Б-г все эти проклятия на врагов твоих, и на твоих ненавистников, которые преследовали тебя»[1].

Разъясним это:

Притча.

Один богач собрался в дальний путь и купил карету с лошадьми. Он стал уговаривать одного парня быть его извозчиком. Тот спросил: «А сколько ты мне за это заплатишь?» Богач ответил: «Когда мы прибудем в место назначения, мне больше не нужны будут ни карета, ни лошади. Я отдам их тебе в качестве уплаты вместе с кнутом, которым их надо погонять».

Смысл этой притчи в том, что Всевышний уготовил нам путь — путь Торы, и приготовил на этом пути «извозчиков», которые преследуют нас и притесняют, как сказано: «О, Ашур, кнут гнева Моего, и посох в руке их — негодование Мое»[2]. Они делают это, чтобы мы шли по праведному пути. А в будущем, когда мы достигнем пункта своего назначения: «.и обрежет Б-г твое сердце.» и больше не потребуются «извозчики» и «кареты» — не будет необходимости в проклятиях. Их Б-г отдаст «извозчикам» в качестве оплаты. И это то, что сказано: «И возложит Б-г все эти проклятия на врагов твоих, и на твоих ненавистников, которые преследовали тебя».

В Талмуде[3] сказано, что там, где стоят раскаявшиеся, не могут стоять даже полные праведники.

Притча.

Один богач выдавал свою дочь замуж за знающего сына жителя маленького городка. Отец невесты договорился с отцом жениха, что тот позаботится о приличной одежде для сына, чтобы он достойно выглядел в его доме, среди богатых и важных гостей. Отец жениха приложил неимоверные усилия и подготовил сыну требуемую одежду. Они приехал в город богача ночью, и остановились на постоялом дворе. Богач не приехал их встретить, так как не мог среди ночи собрать свиту — родственников и друзей. Утром, семья богача и другие родственники собрались разодетыми у него, и вместе отправились на постоялый двор. Там они нашли жениха и его отца растерянными, и спросили, что произошло. Отец жениха объяснил: «Видите — дверь сломана. Ночью пришли грабители, выломали дверь и обокрали постоялый двор, забрав с собой и сундук с одеждой и прочими вещами, которые я приготовил для сына! Он остался ни с чем!» Богач ответил: «Не плачьте и не переживайте из-за случившегося. Я позабочусь обо всем, что нужно жениху!» Он позвал слуг и велел им отправляться в лавки и закупить одежду. Поставили хупу, а затем богач устроил свадебный пир. На пиру обратили внимание, что отец жениха, который сидел на почетном месте, сокрушенно вздыхает. Его спросили: «Разве ты не рад свадьбе дорогого сына? Ведь ты удостоился женить его на дочери такого богатого и уважаемого человека! Ты должен несказанно радоваться». Тот ответил: «Почему вы удивляетесь, что я сокрушен? Разве вы не знаете, что произошло со мной здесь?» Ему заметили: «Почему ты все еще переживаешь из-за этого? Ведь богач купил жениху все новое, и даже в большем количестве, чем приготовил ты!» Тот ответил: «Я не нуждался в его подарках и в его милосердии. У меня было все свое!» Тогда присутствующие стали смеяться: «Ты даже не понимаешь свою удачу! Как ты не видишь, что грабитель сделал тебе доброе дело?! Ты думал, что приготовил для жениха все, как надо. Но это было прежде, чем ты увидел, как одеваются богач и его семья. Ведь если бы одежда не была украдена, богач и его семья нашли бы в ней изъяны, ведь она показалась бы им не достаточно солидной. И тебе было бы неприятно. А теперь получилось так, что они не видели, что ты приготовил сыну, и богач по доброте своей купил ему такую одежду, которая подобает для его семьи. Поэтому посмотри, как тебе повезло, и перестань сокрушаться! Они не смогут ни в чем найти изъяна, ведь они сами все это купили!»

Смысл этой притчи в том, что праведник наполняет свой «сундук» дорогими вещами и «одевается» в заповеди и добрые дела на протяжении всей своей жизни. Когда его жизнь заканчивается, он поднимается на Небеса вместе со своим «сундуком» и своей «одеждой», и когда на Небесном Суде его откроют, и станут рассматривать, что в нем, то найдут во всем изъян: один скажет: «Разве это Тора?» А другой — «Разве это выполнение заповеди?» Ведь нет предела тому, насколько точно и аккуратно можно выполнить заповедь, как сказано: «Ведь нет праведника на земле, который делал бы (только) добро и не грешил»[4], то есть, нет праведника, в поступках которого не было бы какого-то изъяна. И сказано: «…и вокруг Него очень бурно»[5]. А тот, кто раскаялся, плачет и скорбит, и жалуется, что у него украдено все время, поведенное им в этом мире, ведь все дни его пролетели в пустом времяпровождении. Тогда Всевышний вызывается сделать ему «одежду», как сказано: «Велико раскаяние (из любви), ведь тогда грехи превращаются в заслуги». И та одежда, которую наденет ему Всевышний, будет роскошной и безупречной, и никто не сможет найти в ней изъяна. Теперь можно понять высказывание мудрецов: «Там, где стоят раскаявшиеся, не могут стоять даже полные праведники».


[1] Дварим 30:7

[2] Йешаяу 10:5

[3] Сангедрин 99

[4] Коэлет 7:20

[5] Теилим 50:3


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…