Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Вначале Всевышний посылал нам ежедневно святых пророков, но евреи не желали слушать слов Б-га из их уст, они были им в тягость. И когда евреи учили Тору, быстро уставали и переставали учиться

«И сделал так Аарон».

Сказано: «Это похвала Аарону за то, что выполнил все в точности, без никаких изменений». Чтобы разъяснить это, приведем сначала слова Мидраша: «Сказал я: “наберусь мудрости”, — но она далека от меня». Сказал царь Шломо: «Я углубленно изучал и исследовал всю Тору, и всему нашел объяснение, пока не дошел до законов о красной корове. Тогда я сказал: “”наберусь мудрости», — но она далека от меня». Знай, что многие мудрецы писали во многих книгах, что не следует пытаться постичь смысл заповедей Б-га, благословен Он. Следует просто следовать Его повелениям с твердой верой, как сказал царь Давид: «Путь веры избрал я, законы Твои предо мной» — то есть, даже те заповеди, которые я способен постичь (мишпатим), я предпочитаю выполнять, потому что верю в Творца (а не потому, что понимаю их логику), так же, как и те законы (хуким), логика которых скрыта от человеческого разума.

Притча.

Один богач пригласил на пир бедняка. Бедняк ел и пил, и в итоге заболел. Он стал удивляться: как это черствый хлеб, которым он питается обычно, ему не вредит, а жирное мясо и прочие яства оказались вредными. Но, на самом деле, он не прав. Именно жирная дорогая пища приносит больше вреда, чем скромная простая еда. Поэтому у вельмож и богачей есть постоянные врачи.

Смысл этой притчи в том, что не удивительно, что простой человек не изменяет форму заповеди и исполняет ее точно. Ведь он не пытается постичь ее суть. Но Аарон был мудрецом и очень знающим человеком. И все же он не стал слишком копаться в причинах повеления Творца, а просто выполнил его.

К вышесказанному замечательно подходят слова мудрецов[1]: В будущем забудется Тора в народе Израиля, как сказано: «И сделает Б-г удивительными (ифла) удары Твои»[2] (то есть приведет на тебя невиданные до этого наказания — прим.). (далее рассматривается контекст слова ифла). Почему используется это слово — ифла ? По-видимому, имеется в виду Тора. Это видно из стиха в книге Йешаяу: «Вот увеличу Я удивление этого народа до невозможности (афле ва-феле[3] (И смотри слова Раши там, что мудрость Торы, скрытая от еврейских мудрецов, тяжелее, чем проклятия в книге Дварим[4] . Там сказано один раз ифла, а здесь дважды: афле ва-феле — прим.). И сказано: «Вот грядут дни… и пошлю Я на землю голод. Не голод до пищи, и не жажду воды, а (голод и жажду) слушать слова Б-га»[5] — то есть, пророк говорит, что слов Б-га не будет хватать на земле. Тора забудется, и знание слова ифла скроется.

Задается вопрос: в чем здесь проклятье, если люди будут ходить и искать слово Б-га? Ведь даже если не найдут его, все же это прекрасно, что у людей тяга к Его словам! К тому же тот, кто идет (выполнять заповедь), даже если не сможет выполнить, получает награду за то, что пошел. Да и почему бы им не найти слов Б-га? Но если ты обратишь внимание, то увидишь, что часть людей, которые отошли от Торы, были те, кто очень загорелись постичь ее тайны, как написано в респонсах Рашба, да будет благословенна память о нем.

Притча.

Один богач любил кормить сыновей, но те ели мало. Отец очень из-за этого переживал. Однажды они вместе отправился в дальний путь. Они заблудились в пустыне, и из еды были только травы, опасные, как острые мечи. Отец радовался одному: что сыновья едят мало, и эти травы не причинят им большого вреда. Но вскоре один из сыновей подошел к нему и сказал: «Отец! Я очень сильно голоден и готов есть много!» Отец заплакал: «Сын мой! Сердце мое болит, ведь ты голодаешь там, где есть вредная пища! Я утешал себя тем, что вы едите мало, а теперь напал на вас голод, и вы готовы есть много этой проклятой травы!»

Смысл этой притчи в том, что вначале Всевышний посылал нам ежедневно святых пророков, но евреи не желали слушать слов Б-га из их уст, они были им в тягость. И когда евреи учили Тору, быстро уставали и переставали учиться, как сказано: «…раз утомился ты Мной, Израиль»[6]. Всевышний очень переживал из-за этого. Потом, из-за грехов, еврейский народ отправился в изгнание, и больше не было среди нас пророков. Но возникли всякие лжепророки, которые выдумывали то, чего Б-г не говорил. И, согласно вышеприведенному пророчеству, евреи потянутся к этим лжепророкам, как тянется к хлебу и похлебке изголодавшийся странник. И об этом и сказано: «Не голод до пищи, и не жажду воды, а (голод и жажду) слушать слов Б-га». И разъясняется: «И будут бродить в поисках слова Б-га, но не найдут», потому что искать его будут у обманщиков.


[1] Бемидбар 8:3

[2] Сифри 8

[3] Мидраш Бемидбар Раба, начало недельной главы Хукат

[4] Коэлет 7:23

[5] Теилим 119:30

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…