Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Притча о вельможе и дорогом сапфире

«А теперь не печальтесь, и да не будет вам горько от того, что вы продали меня сюда. Ведь для поддержания жизни послал меня Б-г перед вами… И послал меня Б-г перед вами. чтобы было спасение вам в стране это, не вы послали меня сюда, а Б-г»[1].

Следует рассмотреть эти стихи, так как, на первый взгляд, они содержат повторы.

Притча.

У одного вельможи был очень дорогой сапфир. Случилось, что на нем оказалось что-то вроде царапины. Он стал советоваться с опытными ювелирами: можно ли убрать царапину с камня. Ювелиры отвечали, что даже после устранения царапины, след ее останется на камне, и только один из них, настоящий мастер, посоветовал: «Этот ка­мень считается очень дорогим. Я могу еще увеличить его цену, украсив камень узорами и цветами, и выгравировав на нем Ваше почитаемое имя. Я начну работу с той царапины, и покрою узором весь камень. Таким образом, нанесенный ему ущерб только увеличит его цену». Идея притчи в том, что видимый недостаток становится достоинством. Подобную идею мы находим в истории с царем Давидом, да покоится с миром, и Бат Шевой. Сказали наши мудрецы[2]: «Эта история случилась с царем Давидом, только чтобы научить, что каждый человек может раскаяться и исправить свои проступки». То есть, Всевышний устроил это для того, чтобы царь Давид научил других раскаиваться и исправ­лять свои индивидуальные проступки. После того, как он раскаялся, его значимость возросла, ведь он открыл для других дверь исправления.

Нет границ добру, которое он сделал этим для всего мира. И это и про­сил царь Давид: «Сделай мне знамение к добру…»1' — ему не было достаточно, что Всевышний его простил, он хотел, чтобы стало извест­но, что все это происшествие было уроком для других.

Так же случилось и здесь, в истории с продажей Йосефа. Всевышний пожелал, чтобы это случилось, для того, чтобы привести Яакова и всю его семью в Египет. Об этом и говорил Йосеф братьям: «А теперь не печальтесь, и да не будет вам горько от того, что вы прода­ли меня сюда. Ведь для поддержания жизни послал меня Б-г перед вами.» — чтобы они не подумали, что все это было лишь про­ступком и исправлением, то есть, что сначала они сделали зло, а потом уже Всевышний повернул это к добру. Поэтому Йосеф добавил: «Не вы послали меня сюда, а Б-г», продажа состоялась с самого начала по Его замыслу, хотя на первый взгляд она выглядела как проступок бра­тьев. (То есть, теперь каждый, кто обдумает все, что произошло, поймет, что все с самого начала, от продажи Йосефа братьями, и до их встречи, когда Йосеф стал царем, было исполнением замысла Б-га).

(Автор хочет подчеркнуть одну и ту же идею. Так царапина выгляде­ла, как недостаток камня, но после окончания работы мастера, стала частью красивого узора, что во много увеличило стоимость камня. Так поступок Давида, выглядел изначально некрасиво, но после тшувы царя Давида стал примером для каждого, что можно исправиться и это при­несло бесконечно много добра в мир. И точно так же, то, что случилось с сыновьями Яакова, стало причиной будущего спасения и становления ев­рейского народа. И это было изначальным замыслом Б-га. — прим. составителя)


 

[1] Берешит 45:5-8

[2] Авода Зара 2

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…