Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Наш праотец Авраам, да покоится с миром, был очень скромен и незначителен в собственных глазах. Поэтому он сказал: «Я прах и пепел».

Следует разъяснить стих: «И сказал Б-г: “Крик Сдома и Аморы, ведь велик он, ведь грех их очень тяжек”»[1]. Кажется, что первое слово «ведь» (ки) лишнее.

Притча.

Это можно понять с помощью того факта, что люди отличаются друг от друга характером и мнениями. Есть человек, который в жизни не испытывал боли и болезней, и никто его физически не наказывал и не кричал на него. Если кто-то его толкнет, он тут же закричит: «Ой, ой!» и поднимет шум, как будто его избили. Но никто не побежит на его крики, смотреть, что с ним случилось, зная, что этот человек будет кричать, даже если ничего плохого с ним на самом деле не случилось. Но если речь идет о человеке, который испытывал в жизни боль и несчастья, то он закричит, только если его действительно сильно бьют. Поэтому если люди услышат его крик, то немедленно побегут к нему, зная, что он не кричал бы так, если бы не было опасности для его жизни. Мы видим разницу и в денежных вопросах. Честный человек, который никогда не дотрагивался до чужого имущества, будет очень расстроен и станет кричать, даже если у него украли что-то недорогое. Но человек, который сам крадет у других, закричит, только если у него украли что — то существенное.

Смысл этой притчи в том, что в Сдоме все крали и грабили друг друга. Поэтому ясно, что никто из них не стал бы кричать из-за мелочей, а только из-за серьезного ограбления. И это то, что сказано: «Крик Сдома и Аморы, ведь велик он». То есть, раз в Сдоме поднялся такой великий крик, значит, нет сомнения, что грех его жителей настолько тяжек, что их невозможно больше держать на земле.

«Вот я решился говорить с Г-сподом, а ведь я прах и пепел»[2].

Написано в Мидраше[3]: Сказал Всевышний Аврааму: «Ты сказал, что ты прах и пепел» (то есть, Авраам бесконечно умалял себя перед Творцом — прим.). Клянусь, что Я дам за это твоим потомкам две заповеди: пепел красной коровы и прах, которым поят сота».

Попробуем разъяснить, каким образом две эти заповеди следуют из сказанного Авраамом: «А ведь я прах и пепел».

Притча.

Один человек устроил пир. Среди приглашенных был один честный, праведный и уважаемый человек, которому подобало сидеть во главе стола, но поскольку он был беден, то он выбрал себе место подальше, предназначенное для простых людей. Хозяин захотел оказать ему почет, и посадил рядом с этим гостем всех остальных важных гостей. Таким образом, его место стало почетным.

Смысл этой причти в том, что наш праотец Авраам, да покоится с миром, был очень скромен и незначителен в собственных глазах. Поэтому он сказал: «Я прах и пепел». Всевышний же пожелал оказать почет этому праведнику и сказал: «Я сделаю прах и пепел важными вещами». Это то, что имел в виду Всевышний, сказав: «Клянусь, что я дам за это твоим потомкам две заповеди…».


[1] Берешит 18:20

[2] Берешит 18:27

[3] Мидраш Берешит Раба 49:11

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу

 

Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…