Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Притча на тему последней недельной главы в Торе, которая завершает ежегодный цикл чтения глав

«Вот земля, о которой поклялся Я Аврааму, Ицхаку и Яакову, сказав: “Потомству твоему дам Я ее. И тебе дал Я увидеть ее своими глазами, но туда ты не перейдешь”»[1].

Мы уже писали об этом выше, в комментарии к недельной главе Масэй, и в книге «Коль Яаков» в комментарии к стиху: «Насытил Он меня горечью, напоил меня полынью»[2]. Теперь же добавим еще одно разъяснение. Слова: «Потомству твоему дам Я ее» указывают на то, что Всевышний исполнил просьбу нашего учителя Моше, да покоится с миром, чтобы Он сам привел народ Израиля в обещанную ему землю, а не посланный Им ангел. Всевышний сказал: «Я пойду, и будешь ты успокоен»[3]. А Моше просил: «Если сам Ты не пойдешь с нами, то не выводи нас отсюда! Каким же еще образом я буду знать, что обрел милость в глазах Твоих, я и народ Твой, если не в том, что Ты сам пойдешь с нами, будем выделены мы — я и народ Твой — из всех народов земли»[4].

Притча.

Два человека дерутся. Появился третий, и стал помогать одному из них. Как можно узнать, помогает он из любви к одному, или из ненависти к другому? Если он не пытается ударить противника, а защищает другого, и еще протягивает ему свой посох для защиты, значит, он делает это из любви к нему. Но если он ввязывается в драку и пытается избить противника, то это доказывает, что он ненавидит этого противника. В чем же разница между помогающим из любви или из ненависти? Тот, кто помогает из любви, поможет любимому в любой ситуации, неважно, с кем он враждует. Но тот, кто делает это из ненависти к его противнику, не придет ему на помощь, когда он будет воевать с кем-то другим.

Смысл этой притчи в том, что Всевышний сказал Моше: «лик Мой пойдет…» (В этом контексте Раши разъясняет[5], что здесь лик Творца означает гнев, который был направлен на евреев после греха с золотым тельцом. Только молитва Моше отвратила немедленное уничтожение. Этот гнев Б-г направил на грешные народы земли Кнаан. Моше просит Творца, чтобы Шхина Его осталась среди еврейского народа[6]. — прим.), но имел в виду, что пойдет Его гнев и ярость на те народы, которые в то время жили в земле Израиля. И про них Б-г сказал Моше ранее: «И пошлю перед тобою ангела, и изгонит кнаанеев…»[7]. «…и будешь ты успокоен» — только ты будешь желанным Мне. На это наш учитель Моше, да покоится с миром, отвечает: «Если лик Твой не пойдет с нами.» — если не отведешь гнев Твой от нас, — «то не выводи нас отсюда!» Но если ты только отведешь Твой гнев от нас, и изольешь его на те народы, этого недостаточно. Ведь мы не можем знать, сделаешь Ты это из любви к нам, или из-за их злодеяний. А в последнем случае, если на нас нападет народ, на который Ты не гневаешься, то не станешь помогать нам! «Каким же еще образом я буду знать, что обрел милость в глазах Твоих, я и народ Твой, если не в том, что Ты сам пойдешь с нами…»? Вот тогда я буду знать, что «будем выделены мы — я и народ твой — из всех народов земли». Мы сможем одолеть и те народы, к которым Ты не питаешь ненависти, так как из любви к нам, Ты нам поможешь.


[1] Дварим 34:4

[2] Эйха 3:15

[3] Шмот 33:14

[4] Шмот 33:15-16

[5] Мегила 24б

[6] См. также Мусаф Раши, Шмот 33:14

[7] Шмот 33:2

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…