Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Клятву Всевышний дает редко и только о том, что должно прои­зойти через долгое время. Это делается обычно, чтобы ожидающий был уверен, что это случится.

Приведем здесь замечательное толкование стиха: «Ведь с радостью выйдете и прибудете с миром»[1].

Притча.

Один богач решил выдать дочь замуж и подыскал ей в женихи сына раввина далекого города. Он не требовал от стороны жениха никаких выплат, и только договорился с раввином, что тот обязуется прислать украшения невесте. Через несколько дней после подписания тнаим, раввин получил письмо от богача с просьбой по­скорее прислать эти украшения. Раввин удивился, к чему такая спеш­ка. Через неделю богач снова послал письмо с такой же просьбой. Раввин не ответил, и тогда богач написал ему, что если он не пошлет их немедленно, помолвка будет расторгнута. Раввину, скрепя сердце, пришлось продать святые книги и другое, и послать обещанные укра­шения. Когда семья жениха приехала на свадьбу, богач встретил их с большими почестями, но обратил внимание, что раввин недоволен. Он спросил, в чем дело. Раввин ответил: «Честно сказать, я недоволен тем, что вы так торопили меня с украшениями. Мне пришлось продать важные для меня книги и другие вещи!» Богач спросил: «Что измени­лось от того, что послали украшения раньше? Ведь в любом случае вам бы пришлось все это продать». Раввин объяснил: «У меня был другой способ оплатить эти украшения. От моего города до вашего путь не­близкий. Я хотел выехать в путь за четыре недели до свадьбы, и всюду по дороге давал бы уроки или говорил бы речи о мудрецах Торы. И так я заработал бы на подарки невесте по дороге на свадьбу, и мне не при­шлось бы продавать книги и другое!» На это богач ответил: «Поэтому — то я и торопил вас прислать подарки до того, как отправитесь в путь! Я опасался, что вы станете собирать деньги на них по дороге, и это не сделало бы мне чести. Ведь все знают, что ваш сын женится на моей дочери. Если вы стали бы так делать, это бросило бы тень на меня и мою семью. Поэтому я настоял, чтобы вы прислали украшения зара­нее. Теперь вы можете спокойно и с радостью ехать на свадьбу!» Смысл этой причти в том, что еврейский народ удивляется тому, как долго продолжается изгнание. Если требуется раскаянье и слезы, то мы могли бы и после возвещения об избавлении собраться в синагогах, плакать и благодарить. На это Всевышний отвечает: Не подобает, чтобы вы ехали на «свадьбу» с Царем мира с плачем. Все ваши слезы лейте сейчас, и к моменту избавления за вами уже не будет никаких долгов и: «…с радостью выйдете…». Это объясняет сказанное выше: «Ведь ваши мысли не подобны Моим»[2] — Я желаю, чтобы вы «с радо­стью выйдете».

Написано в Мидраше[3]: Сказал Всевышний народу Израиля: «Дети мои! Не думайте, что я поступаю с вами как с рабом, которого хозяин хочет продать, кому попало (еврейский народ за свою историю прошел несколько изгнаний и сейчас разбросан по всему миру среди разных наро­дов — прим.). Я посылаю вам страдания, чтобы вы вернулись ко мне!» Сказал рабби Аха: Всевышний дал клятву, что никогда не оставит на­род Израиля. Откуда это известно? Сказано: «Поэтому (лахен) так сделаю Я тебе, Израиль…»[4]. Слово лахен на языке Торы означает клятву, как сказано: «Поэтому (лахен) поклялся Я дому Эли…»[5]. До каких пор будете вы преданы в руки других? До: «…из-за того, что будете изучать…» — пока не станете изучать и выполнять Мои запо­веди (пока не станете в цельности, до подробностей, учить и выполнять — прим.). Клятву Всевышний дает редко и только о том, что должно прои­зойти через долгое время. Это делается обычно, чтобы ожидающий был уверен, что это случится, как сказано: «Если задерживается, жди его. Ведь он обязательно придет, не опоздает»[6]. Ведь если что — то должно произойти немедленно или в скором времени, то зачем нуж­на клятва? Об этом сказали мудрецы[7], толкуя стих: «Свидетельства Твои (Тора) очень верны, дому Твоему подобает святость (Храм)»[8]: Моше сказал Всевышнему: «Ты ослабил голос Торы (сделал неважным — прим.) и усилил голос нечестивцев?!» Сказал рабби Хагай: Я был в одной синагоге в Тверии, и слышал как громким голосом восхва­ляли: «Свидетельства Твои очень верны…». На первый взгляд эти слова мудрецов вызывают удивление: какая связь жалобы Моше с при­веденным стихом Теилим? Следующая притча все объяснит:

Притча.

Один человек пришел в оптовую лавку, чтобы закупить одежду на продажу. Торговец уже знал, что этот покупатель ненадежен. И все же показал ему добротный товар, но при этом по-доброму сказал: «Друг мой, тебе надо будет сразу заплатить за товар, так как мне нуж­ны деньги!» Клиент ответил: «Ты не должен мне об этом напоминать! Конечно, я обязательно заплачу тебе!» Он повторял это многократно, уверяя, что у него и в мыслях нет задержать оплату, и в конце концов дал строгую клятву. Когда торговец услышал клятву, понял: «Теперь-то я точно знаю, что он собирался взять товар в кредит. Если бы он хотел заплатить тут же, то ему не надо было бы давать столько обещаний и клятв, а достаточно было просто заплатить».

Теперь все становится понятно. Ведь как раз об этом и сказано в стихе: «Свидетельства Твои очень верны…», то есть, Твое обещание, что Твоему дому подобает святость, очень надежное, сильнее, чем необхо­димо. Даже если бы это было простое, обычное обещание, то мы были бы все равно были уверены, что Всевышний сделает все, что обещал. А теперь, когда Он дал еще и клятву, «Свидетельства Твои очень верны…» — это доказывает нам, что то, о чем Он поклялся, свершится еще не скоро. Поэтому жалоба Моше: «Ты ослабил голос Торы и уси­лил голос нечестивцев», вполне уместна. Теперь разъясним Мидраш. Мудрецы сделали вывод, что слово лахен означает, что было что-то одно, а потому, для этой первой вещи, будет сделана другая. Поэтому они толковали слово лахен как указывающее на клятву. То есть, здесь есть объяснение. Сказано в соседнем стихе в начале: «Я Б-г...» — из-за того, что избавление произойдет через очень длительное время, была необходимость дать клятву. В поддержку своему толкованию мудрецы привели стих: «Поэтому (лахен) поклялся Я дому Эли…». В том месте Всевышний говорит пророку Шмуэлю: «И сказал Я ему, что судить буду Я дом его вечно»[9]. А если бы наказание дому Эли было не вечным, не было бы нужды в клятве.


[1] Йешаяу 55:12

[2] Йешаяу 55:8

[3] Мидраш Дварим Раба 3:2

[4] Амос 4:12

[5] Шмуэль I 3:14

[6] Хавакук 2:3

[7] Ялкут Шимони, пункт 848

[8] Теилим 93:5

[9] Шмуэль I 3:13

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…