Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Все души разделяются, корень этого разделения глубокий и сокровенный, и не известный, ибо надлежит знать смысл всех сфирот

Рамхаль объясняет, что ответ на вопрос о праведнике, которому плохо, состоит в руководстве удачи.

«И до сих помог мне Бог объяснить тебе то, в чем была у тебя нужда относительно руководства награды и наказания, теперь же приступим к объяснению второго руководства, о котором мы упомянули, которое есть руководство скрытое, стремящееся к цели всеобщего совершенства, и здесь будет разъяснен принцип “все зависит от удачи”, о котором говорили мудрецы (Зоар, глава Насо 134а)… Здесь содержится принцип “праведник, которому хорошо, и праведник, которому плохо”, который не подлежит осознанию» (Даат твунот 190).

Это руководство, которое не соответствует делам человека, является изначальным установлением в замысле сотворения мира, о каждой душе и ее доли в исправлении мироздания.

Мудрецы объясняют, что Творец раскрыл эту идею в своем ответе Иову (38:4): «Где был ты, когда Я создавал землю» — пока Адам лежал без движения, показал ему Бог каждого праведника, который произойдет от него. Кто-то связан с головой Адама, а кто-то с волосами, кто-то с его лбом, кто-то с глазами, а кто-то с носом, кто-то с его устами, а кто-то с ухом, а кто-то с кончиком носа, где носят кольцо. И знай, что в тот час, когда Иов желал спорить с Богом и сказал (Иов, гл. 23): «Кто дал бы мне узнать, как найти Его, я бы изложил перед Ним суд», ответил ему Творец: ты желаешь спорить со Мной (там, гл. 38): «Где (эйфо, пишется как эйфа — мера) был ты, когда Я создавал землю», что такое «эйфа»? Сказал рабби Шимон бен Лакиш: сказал Всевышний Иову: «Иов, скажи мне, где была мера твоя? В каком месте Адама она находилась? В голове его или во лбу, или в каком-то другом органе? Если ты знаешь, где находилась твоя эйфа, тогда можешь спорить со Мной» (Шмот Раба, 40:3).

Все души заключались в теле Адама, каждая душа в ее определенном месте, из него она произошла, как и ее задача и удел испытаний, предназначенных ей.

«Однако, все души разделяются в этом плане. И корень этого разделения глубокий и сокровенный, и не известный, ибо надлежит знать смысл всех сфирот, а это вещь, зависящая от высшей Воли, которая не подлежит знанию. Но одно мы знаем — что исправление мирараспределено по душам, что каждой из них отведена часть, о которой знала Высшая Мудрость, что именно он подлежит каждой из них по сокровенной причине, о которой мы сказали. И есть тот, кому в удел попало совершить исправление через приумножение блага, а есть тот, в чей удел попало исправление через бедность и очищение от примесей» (Клалим ришоним, Рамхаль, гл. 34).

Великую основу объясняет нам Рамхаль в вопросе надзора. То, что представляется людям, будто бы мир ведет себя без надзирателя, вопросы о праведнике, которому плохо, и злодее, которому хорошо, неспособность понять все, что происходит в мире, как сказано в Коэлет: «Есть суета, происходящая на земле, где есть праведники, которым приходит по делам злодеев, и есть злодеи, которым приходит по делам праведников» (8:14).

Все эти вещи коренятся в управлении Единства, в начале замысла творения, который не дано знать ни одному человеку. Цель этого управления была изложена выше, это раскрытие Единства, которое будет в тот грядущий день. Но одно следует знать, что основа награды, в которой Бог дал возможность содействовать человеку, состоит в искренней вере без вопросов в руководство Творца и в справедливость Его суда, как объясняет Рамхаль: «Все служение людей зависит от понимания того, что высшее Знание сокрыто от них. Если бы они знали это — их служение не было бы предметом выбора, и у них не было бы за него ни награды, ни наказания. И так как намерение управления в том, чтобы сделать возможным служение и награду, и наказание, необходимо, чтобы эта основабыла сокрыта» (138 входов в мудрость, гл. 81).

Вот суть десятой основы: веры в Его индивидуальный надзор.

 

Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…