Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
От Сирии до Израиля — всего несколько часов пути. Сирийский еврей Шломо Малах вышел из дома 13-летним подростком, чтобы исполнить свою мечту и достичь Святой Земли. На это у него ушло три года, полных невообразимых мучений

Мечта и план

Шломо Малах родился в столице Сирии — Дамаске, в октябре 1949 года, четвертым из девяти детей. В то время в Сирии евреям не разрешалось удаляться от своего дома более чем на десять километров, а их удостоверения личности были проштампованы ярко-красными чернилами: «Еврей». Факт создания государства Израиль превратил всех евреев Сирии в шпионов и предателей в глазах сирийского правительства.

Шломо, как и все его братья, учился в талмуд-тора, и чем больше он узнавал про Израиль, Иерусалим, Храм, тем сильнее он мечтал о Святой Земле. После того, как он отпраздновал бар-мицву, мечты его начали обретать черты плана.

Шломо ни с кем не делился своими мыслями. Все знали, что бывает с евреями, которые пробовали тайно пересечь границу. Их либо убивали на границе, либо жестоко пытали, а затем возвращали домой, уже потерявшими рассудок. О том, чтобы пересечь границу официально, не могло быть и речи.

Несколько раз Шломо предпринимал попытки пешком перейти границу с Ливаном, и наконец, за день до Шавуота 1963 года, это ему удалось. По дороге ему посчастливилось встретить человека, который согласился провести мальчика по горам почти до самого Ливана. Иначе бы Шломо непременно попал сразу в лапы к пограничному патрулю. Отдав проводнику за услугу золотые часы, полученные в подарок на бар-мицву, Шломо пошел дальше совершенно один: без точного плана, без понимания, что его ждет в Ливане, без еды и питья. Хорошо, что по дороге несколько раз попадались рожковые деревья, плодами которого он подкреплялся, как Бар-Йохай в пещере.

В Бейруте

Уже на ливанской стороне Шломо приютил старик-крестьянин, который наутро посадил его в автобус, отправляющийся в Бейрут. Там, в еврейском квартале Вади Абу Джамиль, жили родственники Шломо. Но точного их адреса мальчик не знал, поэтому просто зашел в то здание, которое было похоже на синагогу.

Появление Шломо в синагоге произвело настоящий фурор, а уж когда он рассказал прихожанам, каким образом добрался туда, те серьезно перепугались. Сам глава еврейской общины сдал Шломо с рук на руки его дяде и предупредил его, чтобы тот не позволял мальчику выходить из дома: никто не должен был знать о его существовании. Если властям станет известно про нелегала, вся община окажется в опасности.

Только тогда родители Шломо получили известие о том, где находится их сын. Все эти дни они искали его, а потом были вынуждены сообщить в полицию о том, что он пропал. Их долго допрашивали и отпустили только удостоверившись, что они на самом деле не знают, куда убежал Шломо. А к штампу «еврей» в паспорте его отца добавился еще один штамп: «сын пропал без вести» — что было свидетельством неблагонадежности всей семьи Малах.

Отец был очень зол на сына и велел ему возвращаться назад, но у Шломо была мечта, к которой он уже приблизился на один шаг. Он не собирался возвращаться в Сирию. Он ехал в Израиль.

Около восьми месяцев дядя прятал Шломо на чердаке в надежде, что глава общины активизирует свои связи с евреями Эрец Исраэль и переправит его через границу, но время шло, и ничего не получалось.

Тогда Шломо начал выходить в город, чтобы самому найти возможность как-то выбраться из Бейрута. Он устроился в порт носильщиком и, выгружая огромные мешки с солью, внимательно следил за происходящим вокруг. Ведь должен же найтись какой-то корабль, на который можно будет проникнуть!

Безбилетный пассажир

По трапу итальянского круизного судна Willem Ruys поднимались туристы. Матрос тщательно проверял документы каждого пассажира. Но вдруг в порту началось столкновение между враждующими хамулами [племенными семьями], послышались выстрелы, и туристы в панике хлынули на корабль. Шломо из своего укрытия увидел, что матрос пускает их на борт, не глядя в документы. Мальчик воспользовался хаосом и тоже бросился на корабль, а там спрятался в одной из крытых спасательных шлюпок.

Несколько дней мальчику удалось просидеть в шлюпке, никем не замеченным, а по ночам добывать огрызки фруктов и овощей из мусорных баков.

На пятый день Шломо попался. Его привели к капитану и там он рассказал новую сочиненную историю: он ливанец, маронит, зовут его Антуан Кассулани, и он спрятался на корабле, испугавшись выстрелов, а потом корабль вдруг отплыл…

Безбилетного пассажира надо было вернуть обратно в Ливан, куда совершающий кругосветное путешествие корабль вернется через несколько месяцев. А пока «Антуана» отправили работать на корабельную кухню, запирая в каюте в каждом порту.

Шломо понимал, что в Ливане его непременно арестуют. Много месяцев он думал, как ему сбежать. И только ближе к концу путешествия, когда корабль подходил к берегам Австралии, Шломо раздобыл напильник и по ночам стал подпиливать толстые решетки, закрывающие иллюминатор в его каюте. В порту Сиднея он выбил подпиленную решетку, протиснулся через иллюминатор и прыгнул в воду с 12-метровой высоты.

Обратно в Сирию?

Из порта Шломо выйти не удалось. Охранник сдал подозрительного мальчишку в полицию и… через несколько дней он вновь оказался на том же самом корабле Willem Ruys, который уже побывал в Мельбурне, вернулся в Сидней и теперь поплывет в Италию.

Шломо завели на корабль под усиленной охраной и поместили в запертую каюту. Снаружи круглосуточно дежурили два матроса. Через несколько недель корабль вошел в воды Ливана, и на борт взошел следователь, чтобы допросить Шломо. Мальчик уже был совершенно измучен и сказал ему частичную правду — что он беженец из Сирии (скрыв тот факт, что он еврей). На вопрос о родственниках он назвал имя своего дяди, и его в тот же день доставили на корабль для опознания.

Дядя враждебно взглянул на Шломо и сказал следователю, что не знает его: «Он сириец, а я ливанец». Следователь сообщил капитану, что они не могут позволить Шломо въехать в Ливан, и что его нужно вернуть сирийским властям.

— Как я могу доставить его в Сирию? Там нет моря! — возмутился капитан.

Но ливанские иммиграционные службы не разрешили мальчику сойти на берег в Бейруте и отправили его дальше. К тому времени Шломо было уже почти 15 лет. Он уже столько бродил по морям, он был так одинок. Он был всего в нескольких километрах от Земли, к которой так стремился, — а она оставалась всё так же далека. Тогда он впервые по-настоящему почувствовал, что не знает, что делать. На кого надеяться? Откуда ждать спасения? В голове стали всплывать строки из Псалма, который Шломо учил в школе: «Поднимаю глаза мои к горам — откуда придет помощь мне? Помощь мне от Г-спода, сотворившего небо и землю…»

Прыжок к спасению

Наверное, впервые слова молитвы Шломо проговаривал с той же верой, с какой ее сложил царь Давид. Шломо просидел несколько часов на палубе корабля, вспоминая все молитвы, какие знал. Разговаривая в Б-гом. Умоляя о спасении.

Когда он поднял голову, вокруг него стоял десяток матросов. Шломо переводил взгляд с одного лица на другое: ни одной пары добрых глаз, ни одной дружелюбной улыбки. В руках у матросов были веревки и сети. Они шумно дышали, сужая вокруг своей добычи круг.

— Что? Что вы хотите? — крикнул Шломо, вскакивая с места.

— Капитан приказал бросить тебя в море, — объявил один из матросов и протянул к мальчику руки.

Шломо в ужасе метнулся от него в сторону, но там его поджидал другой. Он побежал было к носу корабля, проскользнув между двумя матросами, но там ему преградили путь еще двое. Шломо метался по палубе как загнанная лань, отбиваясь от крепких рук, кусаясь, вырываясь, бросая в матросов их же сети, но силы были неравны.

— Дайте мне хотя бы спасательный жилет, и я прыгну сам! — в отчаянии крикнул он.

Матросы переглянулись. С жилетом или без — кто сможет выжить посреди Средиземного моря? Ему дали жилет и в тесном кольце подвели к корме. Шломо не стал ждать, когда его столкнут в воду. «Уповай, Йисраэйль, на Г-спода, ибо у Г-спода милосердие и великое избавление у Него». Единственное, о чем Шломо тогда думал: как же Г-сподь спасет его, если он попадет под лопасти? Надо работать руками и ногами изо всех сил, чтобы подальше отплыть от этого страшного корабля, где люди, превратившись в зверей, готовы скормить живого человека акулам.

Шломо не знает, сколько он плыл, когда его заметили с какой-то рыбацкой лодки и вытащили из воды: из огня да в полымя. Вернее, из воды — в огонь: рыбаки сдали Шломо в полицию.

В полиции началась серия интенсивных допросов, и в конце концов Шломо сказал им, что он еврей. Тут пошли требования признания в шпионаже, пытки, которые страшно описывать, и — как избавление от ежеминутных мук — заключение в тюрьму.

Шломо просидел в тюрьме почти год, когда в еврейской общине стало известно, что по окончании тюремного срока он будет экстрадирован в Сирию, где его ждет верная смерть. Лидерам общины чудом удалось подкупить министра внутренних дел, и тот выдал Шломо временную транзитную визу в Турцию.

«За чудеса…»

В Стамбуле Шломо поспешил в израильское посольство, где, наконец, его мучения закончились. Посол лично сопроводил его в Израиль. Здесь с 1966 года и по сей день живет Шломо Малах, исполнивший свою подростковую мечту.

Сейчас у Шломо есть хорошая еврейская семья, дети, внуки — но нет ни одного дня, когда бы он не вспомнил о тех ужасных трех годах одиночества, страха, пыток и мучений. И все же он благодарен Небесам за то, что удостоился стать свидетелем череды открытых чудес. Ведь за те три года, которые он провел между Дамаском, Бейрутом, Сиднеем, Стамбулом и Тель-Авивом, он должен был погибнуть много раз. Тогда, когда он был совершенно один, без капли заботы со стороны людей, Сам Б-г заботился о нем, чтобы привести сквозь невообразимые испытания — на Святую Землю.


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…