Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Виды искупления за грехи в классификации рабби Ишмаэля

А теперь разъясним вопрос о различных видах искупления.

6. Рабби Матия бен-Хараш спросил рабби Элазара бен-Азарию: «Слышал ли ты о четырех видах искупления, которые определил рабби Ишмаэль?» Ответил рабби Элазар бен-Азария: «Их три, и для каждого требуется раскаяние. Если человек не исполнил позитивную заповедь и раскаялся, — не успеет двинуться с места, как будет прощено ему, как сказано (Ирмия 3;22): “Вернитесь, восставшие сыны, и исцелю и вылечу Я вас”. А кто преступил негативную заповедь и раскаялся, — раскаяние временно защищает его, а Йом-Кипур приносит искупление, как сказано (Ваикра 16;30): “Ибо в сей день искупит вас, чтобы сделать вас чистыми; от всех преступлений ваших пред Всевышним будете очищены”. Если преступление наказывается казнью “карэт” и смертной казнью, но преступник раскаялся, — раскаяние и Йом-Кипур временно защищают, а страдания завершают искупление, как сказано (Теилим 89;33): “Накажу Я прутом за преступления их, и за грех их язвами”. Но того, на ком лежит преступление хуления Имени Всевышнего, не может раскаяние защитить, и Йом-Кипур дать исцеления, и страдания не завершают искупление. Все это временно защищает, а смерть завершает искупление, как сказано (Ишая 22; 14): “Не будет прощено вам это пока не умрете”. И сказали мудрецы: “Жертва “ола” приносит — после раскаяния — искупление тому, кто не исполнил заповедь. Ибо хотя его преступление искуплено раскаянием, жертва “ола” добавит к его искуплению и прибавит того, что он будет еще более желанным пред Всевышним”».

7. А также сказали, что жертва «ола» искупает дурные мысли и преступные помыслы. И написано (Иов 1;5): «И было, когда завершали пиршественные дни круг свой, то посылал за сыновьями Иов и приглашал их, и вставал рано утром, и возносил жертвы “ола” по числу всех их, ибо говорил Иов: “Быть может, согрешили сыновья мои и хулили Всевышнего в сердце своем”», — то есть в мыслях.

8. А так как за преступления наши и отцов наших нет теперь жертвоприношений, то если человек согрешил в мыслях своих или преступил позитивную заповедь, — пусть читает главу о жертве «ола» в начале книги Ваикра, и в начале главы «Цав», потому что изучение главы о жертвоприношении будет нам вместо жертвоприношения. Как сказали мудрецы, «каждый изучающий главу о жертвоприношении “ола”, как будто принес жертву “ола”, изучающий главу о “хатат”, как бы принес жертву “хатат”, изучающий главу об “ашам”, как бы принес жертву “ашам”, а если человек преступил запрещающую заповедь и раскаялся, — пусть побеспокоится о преступлении своем и желает наступления Йом-Кипура, дабы стать желанным Всевышнему. Ибо желание Его — жизнь души и тела, и жизнь всего сотворенного, как сказано (Теилим 30;6): “Жизнь в благоволении Его”». Потому и сказали мудрецы: «Тот, кто устроил пир в канун дня Йом-Кипур, — это как бы он постился два дня по велению Всевышнего». Потому что он показал свою радость, когда наступает время искупления, и это свидетельствует, что до того его беспокоила собственная вина и он страдал по поводу своего преступления.

9. Во-вторых, в остальные праздники мы торжествуем в радости исполнения заповедей, так как награда за радость исполняющего заповеди велика и огромна. Как сказано (Диврей а-ямим II 29; 17): «А ныне вижу, что народ Твой, находящийся здесь, с радостью жертвует Тебе». И сказано (Дварим 28;47): «За то, что не служил ты Всевышнему с радостью и добрым сердцем». Но поскольку пост в Йом-Кипур, пришлось устанавливать торжество в честь заповеди в канун дня Йом-Кипур.

10. И в-третьих, мы должны быть сильны физически, чтобы умножать молитвы и просьбы в Йом-Кипур и размышлять о раскаянии и его принципах.

11. А если человек сделал нечто караемое казнью «карэт» или смертной казнью и раскаялся. Поскольку преступление его не искупится без страданий, ибо раскаяние лишь зачинает искупление, а страдания завершают. Ему следует начать исполнять заповеди, защищающие от страданий. Это милостыня, она спасает даже от смерти, как сказано (Мишлей 10;2):.«И милостыня спасет от смерти». А у кого нет денег, чтобы дать милостыню пусть восхваляет бедного и станет для него глашатаем, просящем других оказать благо бедняку. И сказали мудрецы, что тот, кто уговаривает людей дать милостыню, важнее того, кто милостыню дает. А также пусть исполняет заповедь оказания безвозмездного добра, пусть помогает людям и старается для них. Как сказали мудрецы, что безвозмездное добро важнее милостыни, потому что милостыню дают деньгами, а безвозмездное добро оказывается и деньгами, и собственными усилиями; милостыня только бедным, а безвозмездное добро — и для бедных, и для богатых. А также пусть успокоит бедняка и окажет ему уважение, и утешит в несчастье. Как сказано (Ишая 58; 10): «И отдашь голодному душу свою, и душу измученную насытишь». И сказали мудрецы: «Утешающий бедняка важнее дающего милостыню». А также пусть навещает больных и хоронит усопших, и утешает тех, кто в трауре, и веселит жениха и невесту. Ибо все это — пути добра. А важнее всего этого вместе взятого — заповедь изучения Торы во Имя Всевышнего. И все, что мы упомянули, содержит в себе сказанное Шломо (Мишлей 16;6): «Милосердием и правдой искупается преступление». Ибо обретение Торы зовется обретением правды, как сказано (там же 23;23): «Правду купи и не продавай». И сказано (Теилим 119; 142): «И Тора Твоя — правда». И сказали мудрецы: «Древо жизни она тому, кто держится за нее» (Мишлей 3; 18). Если человек совершил преступление, караемое смертной казнью или «карэт», а до этого он изучал по одной главе в день, пусть изучает по две главы в день, если читал один раздел, пусть читает два.

Изучение Торы спасает от страданий в двух аспектах. Во-первых, сказали мудрецы, что изучение Торы важнее всего вместе взятого. А во-вторых, если человек работает и старается в изучении Торы, гонит сон из глаз своих ночью, изнуряет себя, — это зачтется вместо страданий, как сказали мудрецы: «Все тела рождены для работы, счастлив тот, чья работа — Тора». И сказали, почему называется Тора «тушия», — потому что она обессиливает (матешет) человека.

12. А также следует постом и воздержанием, слезами и отказом от наслаждений заменить страдания. Как сказано (Теилим 109;24): «Колени мои ослабели от поста, и тело мое исхудало так, что нет на нем жира». И сказано (Йоэль 2; 12): «Возвратитесь ко Мне всем сердцем своим, с постом и с плачем, и с причитанием». И пусть постоянно вздыхает от сердечной горечи, как уже говорилось в первом разделе. И эта горечь будет вместо страданий, как сказано (Мишлей 18; 14): «Дух человека поддерживает в болезни, а упавшего духом кто поднимет?» Это значит, что когда тело болеет — душа выдерживает, выносит болезнь, от слова (Малахи 3;2): «И кто выдержит день пришествия его?», то есть поможет телу и поддержит тем, что обратится к нему и уговорит принять страдания и терпеть. Но если душа больна и изнемогает от скорби и беспокойства, — кто утешит душу и кто поддержит ее? Значит, беспокойство и болезнь души хуже, чем болезнь тела. Потому что душа поддержит тело в болезни, а если душа больна и изнемогает в скорби, тело не поддержит ее.

А если преступника найдут невзгоды и случатся с ним напасти, но он признает суд над собой и примет наказание с любовью, — вот что станет защитой от многих страданий, от которых он должен был мучиться. Как сказано (Теилим 76; 11): «Ибо гнев человека восславит Тебя, остаток гнева укротишь (тахгор) Ты». Это значит: если человек оправдывает Тебя во времена своих невзгод, то Ты остановишь и задержишь остаток гнева, который был уготован человеку, как сказано (Млахим 120; 11): «Пусть не хвалится вынимающий меч из ножен, как тот, кто его вкладывает (хогер)». То есть здесь уподобление человеку, вынимающему меч из ножен и вкладывающему его обратно в ножны. И сказано (Ишая 12;1): «Благодарю Тебя, Всевышний, за то, что гневался Ты на меня, но гнев Твой утихает, и Ты утешаешь меня». Это значит: я благодарю за урок, принимаю его с любовью, и за то, что благодарю за наказание, — Ты отвращаешь гнев Свой и утешаешь меня. О благодарности за добро также сказано (Теилим 52;11): «Благодарить Тебя буду вечно за то, что сделал Ты, и надеяться на Имя Твое, ибо благо для благочестивых Твоих». Это значит: я благодарю за добро, которое Ты оказал мне, и поэтому надеюсь на постоянство Твоих благ. И сказано (Теилим 116; 13): «Чашу спасения подниму, Имя Всевышнего провозглашу»; (там же 3): «Бедствие и скорбь обрел я, провозглашу Имя Всевышнего». И сказали мудрецы о том, что написано (там же 50; 1): «Песнь Давида, когда он бежал» и так далее — «радость праведнику вершить суд» (Мишлей 21; 15). Свойственно праведникам — выплатив долг, славить Всевышнего. Подобно тому работнику-издольщику, который задолжал своему хозяину. Работник засеял поле, собрал урожай, обмолотил, а хозяин забрал все зерно себе. Работник вернулся домой ни с чем. И радовался этому. Говорили ему люди: «Ты вышел из своего тока пустым, руки на голове. Чему ты радуешься?» Сказал он: «Я расплатился, и вексель погашен, й я уплатил свой долг».

13. И человек обязан рассмотреть это и уяснить себе, что невзгоды, которые настигают его, и страдания, которые он переживает, не соразмерны с его преступлениями и множеством его грехов. А Всевышний наказывает и наставляет его — подобно отцу, который наставляет своего сына. И все это благодаря тому, что Всевышний жалеет преступника. Как сказано (Дварим 8;5): «И знаешь в сердце своем, что Всевышний наставляет тебя, как наставляет отец сына своего». И объяснили мудрецы: в сердце своем ты знаешь, что совершенное тобой и страдания, которые Я наслал на тебя несоразмерны твоим проступкам. И сказано (Иов 11;6): «И знай, что Всевышний предал бы забвению некоторые из преступлений твоих». И сказано (Эзра 9; 13): «За вину нашу великую взыскал Ты, Всевышний, с нас меньше прегрешений наших». Но когда приходит наказание на врагов Всевышнего, они гибнут из-за одной-единственной вины, ибо напасть настигает их одним разом, как сказано (Теилим 34;22): «Злодея убьет зло». А остальные преступления остаются на их душе, как сказано (Иехезкель 32; 27): «И беззакония их — на костях их». Но когда наказание постигает праведников, — оно приходит понемногу, постепенно, дабы исчезло их преступление, как сказано (Амос 3;2): «Только вас признал Я из всех семейств земли, поэтому взыщу Я с вас за все преступления ваши». И объяснили мудрецы: это подобно тому, кто одолжил денег двоим, один — друг его, а другой — враг; с друга он взымает долг понемногу, а с врага — все сразу. И сказано (Мишлей 24; 16): «Ибо семь раз упадет праведный, но встанет, а нечестивые впадут в беду», то есть попадут в одну беду и пропадут. И сказано (Ирмия 10;24): «Покарай меня, Всевышний, но судом (в меру); гневом Твоим не убавляй меня». «Судом» — значит соответственно милосердию Твоему и закону милости; от слов (Бамидбар 29;21): «согласно их числу и суду», то есть порядку, мере; подобно (Теилим 112;5): «Правит свои дела судом», то есть соразмерно. И привели еще один пример и сказали: «Кто не умеет наказывать, бьет своего сына по глазам и по лицу, а кто умеет наказывать, наказывает его так, чтобы не навредить». И так написано (там же 118; 18): «Наказать наказал меня Всевышний, но смерти не предал». И сказано (Иов 2;6): «Но душу его сбереги».

Только злодеи получают страдания как наказание, и только для праведников страдания являются испытанием, ибо праведники принимают страдания с любовью. И стараются исправить свои действия. И страдания к их благу и пользе, увеличивают их награду. Как сказано (Теилим 11;5): «Всевышний испытывает праведника». И мудрецы приводят пример, говоря: «Если хозяин льна знает, что лен крепок, он колотит его сильно и долго, чтобы сделать его мягким и добротным».

14. И вот мы возвращаемся к нашей теме о порядке искупления. И скажем, что когда человек по ошибке преступает то, что искупается наказанием «карэт» и смертной казнью, он обязан исповедаться и молить о прощении, и стенать с горьким сердцем и душевным трепетом, ибо это принципы искупления. И ему следует постоянно изучать раздел о жертве «хатат», что принимается как принесение жертвы «хатат», — это будет ему на пользу и искупится подобно искуплению жертвой «хатат».

15. И знай, что и тот, кто согрешил по ошибке, будет наказан, как мы уже объяснили прежде. И тем более, совершивший преступление по халатности, то есть ошибся в том, в чем обычно люди не ошибаются. И ему следует с душевным трепетом страшиться своего преступления. И объяснили мудрецы то, что написано (Теилим 48;3): «Прекрасна высота, радость всей земли, гора Цион, на краю северной стороны — город Царя великого». Если человек совершал преступление по ошибке, он трепетал и страшился своего проступка до тех пор, пока не поднимался в Иерусалим и приносил жертву «хатат», — тогда был он переполнен радостью. Об этом сказано «радость всей земли». А выражение «северная сторона» означает северную сторону жертвенника, которая была радостью всей земли, потому что жертву «хатат» следует принести на северной стороне жертвенника. И сказали мудрецы: если совершивший преступление постоянно укоряет себя за это в сердце своем и страшится, и трепещет, Всевышний прощает ему. А если он забывает свое преступление и считает, что оно незначительно, то он ведет себя подобно ужаленному скорпионом, который пренебрег укусом и трет ногу о землю, чтобы удалить яд. Увидевший это скажет: «Ты же знаешь, что яд поднимается от стопы до темени».


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…