Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Всевышний поддерживает землю и поит ее, а она дает свои плоды и пропитание всем созданиям.

Из всех творений Всевышний особенно любил Адама, которого сотворил на святом месте, на месте, где потом был построен Храм. А затем ввел Адама в свою обитель, как сказано: «И взял Всевышний Адама, и поместил его в Ган Эден, чтобы работал там и охранял его»[152]. Что за работу должен был выполнять Адам в Ган Эдене? Быть может, он должен был подрезать виноградники, вспахивать и засевать землю, а может, косить и собирать урожай? Но ведь все деревья там росли сами по себе! Быть может, ему надо было поливать растения? Но ведь из Эдена выходила река (которая орошала сад), как сказано: «И река выходит из Эдена»[153]. Какую же работу он должен был выполнять? Не нарушать заповедь и изучать Тору, как сказано: «Древо жизни она для держащихся за нее»[154]. Адам прогуливался по Ган Эдену, как один из ангелов (без тревог). Сказал Всевышний: «Я единственный, и он тоже единственный в своем роде. Я не размножаюсь, и он тоже не размножается. В будущем Мои творения решат, что раз у Адама нет потомства, значит, он и есть тот, кто их создал. “Нехорошо быть человеку одному, создам ему помощника, соответственного ему”»[155]. Раби Йеуда сказал: «Не читай: “соответственного ему (ке-негдо)”, а читай: “против него (ленагдо)”». Если он удостоится, она будет ему помощницей, а если нет, будет противостоять ему». Когда земля услышала слова Всевышнего, она содрогнулась, и стала трястись, и сказала своему Творцу: «Владыка мира! Нет у меня сил питать потомство Адама!» Всевышний ответил ей: «Ты и Я — вместе будем кормить потомство Адама». Они разделили эту задачу: Всевышний заботится о человеке ночью, а земля днем. Всевышний сотворил сон для поддержания жизни. Человек ложится спать, и сон дает ему духовные силы, здоровье, жизнь для души и отдых для тела, как сказано: «Когда буду спать, отдохну»[156]. Всевышний поддерживает землю и поит ее, а она дает свои плоды и пропитание всем созданиям. Но человек добывает свою пищу тяжелым трудом, как сказано: «В скорби будешь есть во все дни жизни своей»[157].

Всевышний пожалел Адама и усыпил его, чтобы он не чувствовал боли. Затем взял кость из его тела и плоть от его сердца, сотворил из них помощницу и поставил перед Адамом. Проснулся Адам и увидел ее перед собой. Тут же обнял ее, поцеловал и сказал: «Благословенна ты перед Всевышним, сделанная из моей кости! Тебя подобает назвать иша — женщина, от слова иш — мужчина», как сказано: «Кость от моих костей, плоть от моей плоти»[158]. Когда человек был один, он назывался Адам. Сказал раби Йеошуа бен Корха: «Человек был назван Адамом, поскольку состоит из плоти и крови (басар вэ-дам). Когда для него была сотворена помощница, они стали называться иш и иша. Что сделал Всевышний? Поместил Свое Имя между ними: буквы йуд (в слове иш) и hэй (в слове иша). “Если они будут следовать Моим путям и соблюдать Мои заповеди, Мое Имя будет пребывать между ними и оберегать их от всех невзгод. А если не станут идти Моими путями, Я заберу от них Свое Имя (буквы йуд и hэй вместе составляют Имя Всевышнего, которым был сотворен мир), и они станут эш (“огонь”, слово эш получается, если отнять букву йуд от слова иш или hэй от слова иша) и эш — и один огонь пожрет другой, как сказано: “Ведь огонь пожрет до (полного) истребления”»[159].

Десять свадебных балдахинов (называемых хупа) сделал Всевышний для первого человека в Ган Эдене, и все они были из драгоценных камней, бриллиантов и золота. А ведь любому другому жениху ставят одну хупу, а царю три. Всевышний хотел воздать почести первому человеку, поэтому и поставил ему 10 свадебных балдахинов в Ган Эдене, как сказано: “В Эдене, саду Всевышнего был ты, всякий драгоценный камень…”[160] Это описание свадебных балдахинов. Ангелы били в барабаны и танцевали, как сказано: “Искусство (мелехет — созвучно слову малахим — ангелы) барабанов и свирелей у тебя”[161]. В день, когда был создан первый человек (как сказано: “В день сотворения твоего были приготовлены”[162]), Всевышний сказал ангелам: “Давайте сделаем добро первому человеку и поможем ему, ведь мир держится на добрых делах”. Всевышний сказал: “Добрые дела приятнее Мне, чем жертвы, которые будет приносить Мне народ Израиля на жертвеннике”, как сказано: “Ведь доброе дело желаю Я, а не жертву”[163]. Ангелы были как назначенные люди, которые помогают жениху на свадьбе, как сказано: “Ведь ангелам Своим прикажет охранять тебя на всех путях твоих”[164]. “Пути твои” — это то, что делает человек, радующий невесту во время свадьбы. Как проводящий свадебную церемонию раввин благословляет невесту под хупой, так и Всевышний благословил Адама и его жену, как сказано: “И благословил их Всевышний”[165].


[152] Берешит 2:15.

[153] Берешит 2:10.

[154] Шир а-Ширим 3:18.

[155] Берешит 2:18

[156] Иов 3:13.

[157] Берешит 3:17.

[158] Берешит 2:23.

[159] Иов 31:12.

[160] Йехезкель 28:13.

[161] Йехезкель 28:13.

[162] Йехезкель 28:13.

[163] Ошеа 6:6.

[164] Теилим 91:11.

[165] Берешит 1:28.

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы “Байт Сфаради”, за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…