Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Спор двух мальчиков

Сказано[1]: «Рабби Йонатан спросил: Сказано: “И было количество сынов Израиля как песка морского…”[2], а в продолжении стиха написано: “.невозможно измерить и сосчитать”?! (то есть сначала сказано “количество” — что-то определенное, а потом, что нельзя сосчитать — прим.). Это не противоречие, так как в первом случае речь идет о том времени, когда евреи не исполняют волю Творца, а во втором случае, когда исполняют».

Притча.

Два мальчика спорят. Один говорит: «Нет во всем городе никого богаче моего отца! У нас дома лежат кошельки с огромными суммами, и это кроме тех, которые ему нужны для торговли!». Второй возражает: «Все богатство твоего отца ничто по сравнению с богатством моего! Да, у твоего много денег, ведь ты сам видел у него полные монет кошельки. А у моего отца большими стопками лежат ценные бумаги, стоимость каждой из которых во много раз превышает богатства в доме твоего отца. Ведь хотя каждая бумага мала, ценность ее очень велика».

Так и народ Израиля. Когда они не выполняют волю Творца, то их можно пересчитать, как монеты — первый, второй, третий… Но когда они выполняют волю Творца, каждый из них равен целой армии, как сказано: «Как дороги мне близкие к Тебе, как велико их количество! Стану считать их — они многочисленней песка»[3] — даже если стану считать их, все равно не смогу знать, сколько их, так как каждый из них равен нескольким тысячам, как одна банкнота равна большой сумме. И потому их невозможно сосчитать, так как они многочисленнее, чем песок на берегу. (Видимо, имеется в виду, что как песок не считают по песчинке — одна, вторая, третья и т.д., а берут пригоршню — таких пригоршней очень много, и в каждой пригоршне содержится количество песка, которое человек не может сосчитать — прим.)

«И говорил Б-г Моше в пустыне Синай…»[4].

Написано в Мидраше[5]: Это то, что сказано: «… был ли Я пустыней для Израиля, или страной мрака?!»[6]Всевышний сказал это в ответ на претензию народа Израиля к Моше: «Зачем ты вывел нас из Египта, умертвить в пустыне?!»[7]Был ли Я пустыней для Израиля?! — разве человек, который попадает в пустыню, находит там воду и пропитание? Разве находит там покой? А вы были рабами в Египте, и вывел Я вас оттуда, и вел Я вас как царей, как сказано: «И повел Б-г народ»[8]. И еще Я назначил вам трех наставников: Моше, Аарона и Мирьям. В заслугу Моше вы ели ман, в заслугу Аарона вас окружали облака Славы, а в заслугу Мирьям — колодец с водой». И продолжает Мидраш: Отчего же сказал народ Мой: «Мы отдалились (радну) от Тебя, и не придем к Тебе боле»[9].

На языке мудрецов Мишны[10] слово радну происходит от слова родэ — вынимает горячий хлеб из печи. Сказал народ Израиля: «Разве хлеб, который пропекся, и пришло время доставать его из печи, может снова прилипнуть к стенке печи? И мы были как в печи, как сказано: “.и очаг Его в Иерусалиме”[11]. И теперь Ты отправил нас в изгнание в Вавилон. Что же Ты еще от нас просишь сейчас?!»

Эти слова Мидраша требуют разъяснения. Но сначала приведем то, что сказал Моше Итро: «Отправляемся мы в то место, о котором сказал Б-г: “Его отдам вам”. Иди же с нами, и сделаем мы тебе добро»[12]. Следует обратить внимание на слова: «Его отдам вам», которые заостряют внимание на чем-то конкретном, особом.


[1] Йома 22б

[2] Ошеа 2:1

[3] Теилим 139:17-18

[4] Бемидбар 1:1

[5] Мидраш Бемидбар Раба 1:2

[6] Ирмеяу 2:31

[7] Бемидбар 21:5

[8] Шмот 13:18

[9] Ирмеяу 2:31

[10] Трумот глава 10, мишна 3

[11] Йешаяу 31:9

[12] Бемидбар 10:29

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…