Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Мистический и пророческий смыслы сна, который увидел Навухаднецар

«Видел ты, царь, что пред тобой идол громадный. Огромный этот идол стоит перед тобой, и блеск его велик, и вид его ужасен. Вот этот идол: голова его из чистого золота, грудь и руки из серебра, чрево и бедра из меди; ноги из железа, а ступни частью из железа, а частью из глины». (Даниэль 2:31-34)

Одним из главных первоисточников о развитии истории мира и о ду­ховной тьме, в которую всё человечество погрузится во времена правле­ния Рима — цивилизации Эдома, — является повествование, приведен­ное в книге Даниэля о сне Невухаднецара: «Во второй год царствования Невухаднецара (после разрушения Храма в Иерусалиме) снились Невухаднецару сны; и встревожился его дух, и сон бежал от него. И пове­лел царь созвать жрецов, и лекарей, и колдунов, и звездочетов, чтобы истолковать царю его сны. И пришли они, и стали пред царем»[1].

Комментаторы раскрывают нам, что царь Вавилона был страшно ис­пуган, увидев во сне весь исторический процесс развития человеческо­го общества. Этот сон вызвал у него ужас от того, как будут выглядеть люди в будущие эпохи и особенно в период Рима, в завершающем этапе которого мы живем сегодня. Однако, проснувшись утром, он совершен­но забыл свой сон. Но, понимая важность увиденного и осознавая, что ему — царю, подчинившему себе весь мир, — необходимо что-то пред­принять для его спасения, он созвал своих магов, чародеев и мастеров прикладного колдовства для восстановления его сна и его интерпрета­ции: «И сказал им царь: видел я сон, и встревожен дух мой тем, чтобы по­нять этот сон. И заговорили звездочеты с царем по-арамейски: жив будь, царь, вовеки! Поведай сон рабам своим, а толкование его мы скажем»[2].

Радак разъясняет: «Этот сон приходил к Невухаднецару каждую ночь»[3]. Малбим подчеркивает: «Страх и ужас охватывали его во вре­мя сна»[4]. Для решения этой проблемы Невухаднецар обратился за со­ветом к придворным чародеям. Они отличались глубокими знаниями, каждый в своей области: «И повелел царь позвать жрецов (постигших суть причинно-следственных связей), и лекарей (знающих, как теле­сные процессы влияют на восприятие человека), и колдунов (проник­ших в тайну времени), и звездочетов (изучающих влияние звезд на людей)…»[5] Абарбанель отмечает, что все они черпали свои силы из источников нечистоты, и потому их знания и постижения тайн были ограниченны.

Все они нисколько не сомневались в том, что смогут истолковать сновидение монарха, однако оказалось, что он забыл свой сон и потре­бовал от них его восстановить. «Отвечали звездочеты царю и сказали: нет на земле человека, который мог бы открыть это царю, и потому ни один великий царь или властелин не требовал подобного от жреца, ле­каря или звездочета. А дело, о котором спрашивает царь, столь трудное, что никто, кроме богов, чье жилище не среди смертных, не откроет его царю. Вознегодовал царь, и сильно разгневался, и приказал истребить всех мудрецов Вавилона»[6].

Возникает вопрос: на какой правовой основе Невухаднецар потре­бовал от государственных чиновников оказания ему личных услуг и к тому же решил применить к ним высшую меру наказания из-за их неспособности раскрыть сокрытое? — Царь был абсолютно убежден в том, что толкование его сна было делом первостепенной государ­ственной важности, как в действительности и оказалось, поскольку его сон сохранился навеки, войдя в Священное Писание и обогатив челове­чество важнейшим знанием.

Сановники ответили монарху, что после разрушения Иерусалим­ского Храма в мироздании произошли принципиальные измене­ния, пропало небесное сияние, наступил мрак и завершилось проро­чество — и потому человек не может понять, что на душе ближнего. Невухаднецар повелел казнить придворных чародеев именно за то, что прежде они дали ему совет разрушить Божественную обитель на земле[7].

Даниэль обратился к Всевышнему, и Он раскрыл ему в ночном виде­нии сон Невухаднецара и дал его толкование: «Видел ты, царь, что пред тобой идол громадный. Огромный этот идол стоит перед тобой, и блеск его велик, и вид его ужасен. Вот этот идол: голова его из чистого золота, грудь и руки из серебра, чрево и бедра из меди; ноги из железа, а ступ­ни частью из железа, а частью из глины. Пока ты смотрел, сорвался ка­мень без помощи чьих-либо рук и ударил идола по ногам, что из железа и глины, и раздробил их»[8].

Услышав эти слова, Невухаднецар вспомнил свой сон и его толко­вание — видение о четырех царствах, которые будут править на земле до прихода Машиаха: Вавилон (золотая голова), Персия (серебряная грудь), Греция (медные чрево и бедра) и Рим (железно-глиняная нога)… Раскрыв Невухаднецару толкование его сна, Даниэль спас от смерти ва­вилонских чародеев.

Царь Вавилона понял, что увидел во сне процесс заката человеческо­го общества (переход от золота к железу с глиной). Но именно римская цивилизация — четвертое изгнание народа Израиля и образ человека тех дней — привела его в состояние ужаса: железная нога Эдома, попи­рающая духовные ценности, и глиняные вкрапления Ишмаэля, не спо­собного к интеграции в Эдоме, как глина, которая не присоединяется к железу.

Сказано в книге Даниэля: «А четвертое царство будет сильным, как железо; и подобно железу, которое расплющивает, крошит и разбива­ет всё, оно, как железо, которое всё сокрушает, всех разобьет и сокру — шит»[9]. В этом и заключается образ Рима, живущего тремя первона­чалами: идолопоклонством, развратом и кровопролитием. Железной пятой Рим попирает древние извечные ценности этого мира, что про­должается до сего дня, будучи хорошо сокрытым под лживой маской человеколюбия.

Маараль из Праги говорил о том, что четвертому царству было свой­ственно внутреннее опустошение, именно потому оно топтало все духовные ценности[10]. Малбим отмечает, что глиняными вкраплени­ями в железных ногах Эдомской цивилизации является Ишмаэль, ко­торый станет проникать в их страны, но не сможет в них прижиться, а по-прежнему останется таким, как его охарактеризовала Тора: «дикарь-человек»[11]. Тогда начнется период ассимиляции еврейского наро­да среди народов мира и ослабнет святость Израиля.

Продолжает книга Священного Писания: «А то, что ты видел ступни и пальцы частью из гончарной глины, частью из железа, это значит, что это царство будет разделено, а прочность железа его будет, как ты ви­дел, — железа, смешанного с гончарной глиной»[12]. Мидраш разъясняет, почему глина станет частью непрочной основы римской цивилизации: «Четвертое царство в будущем станет пользоваться глиняной (отвязан­ной от золотого запаса) валютой, и как она непрочна и хрупка, так же и царство будет непрочно и хрупко»[13].

На еврейский народ возложено пройти через четыре изгнания и со­хранить Божественный Завет, привести праведного Машиаха, чтобы он положил конец четырем нечестивым царствам, однако их испытания будут необычайно тяжелы. Гора, от которой оторвется камень, разби­вающий всё зло Эдома и восстанавливающий чистоту, красоту и гармо­нию, — гора Цион, о которой сказано: «Восхваляй, Иерусалим, Господа, прославляй Бога твоего, Цион»[14].

Тогда в Божественный город вернется была красота: «Прекрасней­ший видом, радость всей земли, гора Цион, склоны севера, град царя великого»[15].

Во времена Машиаха изменится облик всего человечества на земле, ибо перед глазами каждого раскроется истина: «И пойдут многие на­роды и скажут: давайте взойдем на гору Господа, в Дом Бога Яакова, и Он научит нас Своим путям, и мы пойдем стезями Его; ибо из Циона выйдет Тора, и слово Господа — из Иерусалима»[16]. Этим в Конце дней завершится исторический процесс, суть которого — раскрытие на всей земле Божественного присутствия: «И избавленные Господом возвра­тятся и придут в Цион с ликованием, и вечное ликование на их головах, веселье и радость они обретут, и отступят печаль и стенание»[17]!

В самом начале Римского изгнания, непосредственно перед тем, как потомки Эйсава разрушили Второй Храм в Иерусалиме, глава поколе­ния рабан Йоханан бен Закай передал знание Торы своему великому ученику — раби Элиэзеру бен Урканусу.


[1] Даниэль 2:1-2.

[2] Даниэль 2:3-4.

[3] Радак.

[4] Малбим.

[5] Даниэль 2:1-2.

[6] Даниэль 2:10-12.

[7] Раши 2:12.

[8] Даниэль 2:31-35.

[9] Даниэль 2:40.

[10] Беер Агола.

[11] Берешит 16:12.

[12] Даниэль 2:41.

[13] Мидраш Танхума, Трума, гл. 7.

[14] Теилим 147:12.

[15] Теилим 48:3.

[16] Йешаяу 2:3.

[17] Йешаяу 35:10.

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…