Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Продолжение цикла лекций


«Вознесите глаза ваши и посмотрите,
Кто сотворил это
Кто выводит по счету их воинство,
всех по имени называет…»
(Йешаяу 40:26)

Магид из Дубно призывал еврейский народ научиться видеть этот мир, как божественное Творение. Всевышний не виден глазу, Он проявля­ется в Своем могуществе и чудесах, как сказано: «Действительно, Ты — Б-г скрывающийся, Б-г Израиля, спасающий»[1]. Несмотря на то, что Ты пребываешь в сокрытии, Ты — Б-г Израиля, являющий нам множество чудес, и Ты спасаешь нас каждый час и во всякое время, и таким обра­зом раскрываешься перед людьми, и они узнают Тебя.

В своем последнем увещевании народу Израиля сказал Моше-рабейну: «Тебе дано было видеть, дабы знать, что Г-сподь есть Б-г, нет другого кроме Него»[2]. Люди поклоняются идолам, сделанным из материала ру­кой мастера, поскольку они видны глазу. Но если человек приблизится к благословенному Б-гу, — Он откроется ему и станет виден не менее от­четливо, чем любой идол и любая сила. Именно это завещал царь Давид своему сыну Шломо: «А ты, Шломо, сын мой, знай Б-га отца твоего и служи Ему с цельным сердцем и желанием души, ибо все сердца испы­тывает Г-сподь и всякое порождение мыслей знает; если будешь искать Его, он предстанет перед тобой, а если оставишь Его, Он покинет тебя навечно»[3].

Сказано о человеке: «И немногим Ты умалил его перед Б-гом, славой и великолепием увенчал его. Ты позволил ему властвовать над делами Твоих рук, все положил к его ногам»[4]. Каждый, кто хоть немного по­стигнет пути божественного управления миром, поймет, что Б-г ода­рил благом все Свои творения, а в особенности — человека, даровав ему ясное мышление. «Сыновья вы Г-споду, Б-гу вашему…»'[5], «Так изрек Г-сподь: сын Мой, первенец Мой, Израиль»[6]. Какова же суть человека как божественного творения?

На человека возложено сохранить в себе «божественный образ», из чего проистекает его обязанность постоянно изучать Тору, трудиться над ее постижением «днем и ночью»[7], «ложась и вставая»[8]. И даже если он занят материальными делами, но постоянно сверяет с Торой все свои стремления и, согласно своим возможностям, размышляет о мудрости и мусаре, — это и есть проявление способности «понимать и постигать». Иначе за очень короткое время можно погубить свою душу, ибо ее при­рода чиста и утонченна и ей легко причинить боль.

Так об этом повествует Магид в одной из своих притч: «Некий веро­отступник, который к тому же был злобным насмешником, встретил Магида из Дубно и стал глумливо отрицать веру. “Если ты убедишь меня в существовании Б-га, я признаю тебя великим учителем”, — заявил он мудрецу. “Я расскажу тебе притчу”, — ответил Магид. Однажды купец принес кузнечные мехи, дал их своему работнику и сказал: “Если тебе понадобится раздуть огонь, растягивай мехи, как гармошку, и пламя разгорится”. На следующий день работник пришел к купцу и говорит: “Не работают мехи. Как я ни старался, не разгорается огонь”.

Купец решил разобраться, в чем дело, заглянул в печь, а там — ни искор­ки. Угли давно погасли и остыли. Тогда он сказал работнику: “Как же ты хочешь разжечь огонь, если не осталось ни искры, а без нее не раздуть пламя. Если бы ты попросил горящий уголек у соседа или чиркнул спич­кой, тогда — дело другое”. “Так и с неверующим, который не допускает и мысли о существовании Б-га, — заключил Магид из Дубно, — была бы в тебе хоть искра веры, я помог бы тебе ее раздуть, как раздувают мехами огонь. Но в твоей душе эта искра давно погасла. Поэтому все мои слова будут впустую”».

[1] Йешаяу 45:15.

[2] Дварим 4:35.

[3] Диврей Аямим (I) '8:9.

[4] Теилим 8:6-7.

[5] Дварим 14:1.

[6] Шмот 4:''.

[7] Йеошуа 1:8.

[8] Дварим 6:7.

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…