Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Человек и время — мужское и женское начала. Все люди, вместе взятые, все души — есть некая общность, и она — мужское начало, а все годы мира — женское…

Тема данного эссе — глубокая связь между праведником и субботой. Тем самым мы откроем нечто новое для себя в самой субботе.

«Говорит раби Элазар бен Парта: Каждый, кто хранит субботу, как будто сделал субботу, как сказано: “Делать день субботний”» (Мехильта).

«Как будто сделал субботу» — звучит странно, — ведь суббота установлена и не зависит от действий человека, в отличие от святости праздников, которая устанавливается при освящении нового месяца. Что же человек может добавить к ее святости?

Мудрецы, однако, раскрыли нам, что человек воздействует святостью своих деяний на реальность времени: «Человек и время — мужское и женское начала. Все люди, вместе взятые, все души — есть некая общность, и она — мужское начало, а все годы мира — женское… И потому есть 248 повелительных заповеди по числу органов человека, и 365 запретительных заповедей по числу дней в году» (Виленский Гаон).

Праведник, хранящий субботу, тот, цель совершенства которого — стать самому категорией субботы, раскрывает реальность субботы в мироздании. Это категория «помни» субботы и единственная повелительная заповедь, относящаяся к субботе. «Помни» — это внутреннее пробуждение человека, желающего притянуть к себе святость субботы в реальности, со стороны человека. «Помни» — есть исполнение в реальности раскрытия субботы в мире еврейским народом. Это дополнительная святость, которую праведник приводит для свечения субботы в нижних мирах и переносит ее влияние на все мироздание.

***

«Помнить — пока не наступила [суббота], хранить — когда наступила».

Помнить в мысли: «На уровне простого смысла объясняют, что это заповедь помнить субботу постоянно, каждый день, чтобы не забыть ее и не перепутать с другими днями. Ибо помнящий ее всегда помнит творение мира и признает во всякое время, что есть у мира Творец, Который заповедал нам этот знак, как сказано: “ибо это знак между Мной и вами”. И это великий принцип в вере в Бога» (Рамбан).

Помнить в речи до прихода субботы: «Раби Ицхак говорит: Не считай так, как считают другие, а считай во имя субботы». То есть, неевреи считают дни недели во имя самих дней, и у каждого дня есть собственное имя. А евреи считают все дни во имя субботы: первый после субботы, второй после субботы, ибо это часть заповеди помнить субботу всегда, каждый день…».

Помнить при наступлении субботы: «Освящать ее памятью, подобно тому, как освящают юбилейный год, при наступлении которого суд возвещает: “Освящен, освящен!” Так нам заповедано помнить день субботний, освящая его. И так сказали в Мехильте: “Помни день субботний, чтобы святить его” — освящай его благословением. Отсюда сказали, что освящают субботу над вином при ее наступлении».

Помнить действием: «Благочестивый Шамай вспоминал субботу также при еде (откладывал лучший кусок для субботы) и ел в честь субботы все дни своей жизни. И сам Гилель согласен с этим, но по поводу еды он вел себя по-другому: поскольку все его деяния были ради Неба, он полагался на Всевышнего, что Тот даст ему на субботу самые лучшие яства».

*

«Святость субботнего дня — есть у каждого еврея часть в ней, как сказано: “Делать субботу”. Евреи производят и вносят святость в субботний день, как сказано: “Помни, чтобы святить” (раби Цадок аКоэн).

 

Читайте обзор на тему Повелительные заповеди Субботы


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…