Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Два аспекта знания: Бесконечный (Эйн Соф) наполняет все миры, второе — Бесконечный окружает все миры.

«Этой ступени в совершенстве еще не удостоился ни один человек, кроме Адама. С момента греха Адама и до прихода истинного Избавителя не удостоится ее ни один человек на земле» (Нефеш аХаим). В этих словах раби Хаим из Воложина открывает нам вершину айсберга в постижении уровня Адама до греха. Это имеет прямое отношение к нашей теме, как мы объясним:

«Эта ступень» — это максимальное постижение ИмениАвайе, возможное для сотворенного существа, — совершенное восприятие концепции «Всевышний наполняет все миры». Данной теме, внушающей благоговейный трепет, Нефеш аХаим посвятил третью часть своей книги. Здесь мы приведем только краткие тезисы.

Есть два аспекта знания. Первое — что Бесконечный (Эйн Соф) наполняет все миры, а второе — что Бесконечный окружает все миры. Первый аспект — это взгляд «с Его стороны», другими словами, «даже после творения мира и актуализации всех миров и трансцендентных существ во всех их множественных деталях, нет никакого изменения, обновления или преграды из-за них в сущности Его простого единства. Он такой же и сейчас, каким был до сотворения мира, когда все было заполнено сущностью Бесконечного, включая то место, где сейчас находятся миры». Второй аспект — взгляд «с нашей стороны»: «Всевышний как бы ограничил Свою славу, чтобы могла существовать реальность миров, сил и созданий, созданных вновь, в различных категориях и разделенных аспектах, в разных местах — святых и чистых и, наоборот, загрязненных и нечистых; и это аспект “с нашей стороны”. Мы воспринимаем органами чувств только их существование, в таком виде, как они видимы». Первый аспект мы не имеем права исследовать и размышлять о нем, то только лишь «подступить и немедленно отойти назад», дабы зажечь сердце трепетом перед возвышенностью Всевышнего.

Эти два аспекта раскрываются в двух именах — Авайе и Элоким. «Разница между этими двумя именами — в том, что имя Элоким употребляется также по отношению к какой-либо частной силе, проистекающей от Всевышнего, а имя Авайе относится к источнику всех сил, происходящих от Него». «И как сказали мудрецы в Берешит раба, после завершения всего творения мира употребляется полное имя [АвайеЭлоким] по отношению к полному миру. Ведь имя Авайе — это источник, в котором все. И во время творения в каждом речении из Источника всего выходила сила или несколько частных сил, чтобы дать существование данному объекту. Поэтому во всем рассказе Торы о творении упоминается только имя Элоким» (Нефеш аХаим).

«Но сущностное имя Авайе указывает на категорию и аспект, как они “выглядят” с Его стороны, в соответствии со сказанным выше. [И хотя также и имя Авайе называется так со стороны Его соединения по Собственной воле с мирами, ибо на Сущность Единого Бесконечного вне Его связи с мирами не указывает никакое имя даже намеком. Тем не менее, миры аннулированы и ничтожны относительно Него со стороны этого почитаемого Имени. И оно отражает нечто подобное аспекту “с Его стороны”]. Поэтому имя Авайе называется сущностным и особым именем».

«Таков смысл стиха: “И познаешь сегодня, и положишь на сердце свое, что Авайе (Господь) есть Элоким (Бог)”… Со стороны нашего постижения, Он называется именем Элоким. А с “Его стороны” называется в аспекте имени Авайе. Но на самом деле все одно, и Авайе есть Элоким».

Данное постижение было совершенным у Адама, и в связи с ним он получил заповедь «обрабатывать его (Сад Эдена) и охранять его», повелительную и запретительную заповеди, которые являются корнем всех повелительных и запретительных заповедей. «Обрабатывать» — прилепляться к этой ступени и подниматься по ней, вплоть до отрицания и аннулирования собственной реальности — и реальности всего существующего в мироздании — по отношению к реальности Всевышнего. «И охранять» — не исследовать человеческой мудростью данные аспекты и корни отделенных сущностей — «плодов». Если бы он выдержал это испытание, то возвратил бы себя и все мироздание к Всевышнему, прилепился абсолютным образом к эманации Его святости. Поразмыслите над всем этим хорошенько.

*

Имя Авайе, «источник всех имен, поскольку все они эманируются из него» — относится к аспекту «древа», а имя Элоким — к аспекту «плода», который ступенчато развивается из него. Всякий промах в вере и убеждениях, еретические воззрения и идолопоклонство заключают в себе отделение природы — корень которой в имени Элоким — от своего источника, имени Авайе. Тем самым наносится урон раскрытию Царства и господства Всевышнего.

Древо Жизни — это Тора, это раскрытие имени Авайе и остальных имен, эманируемых от него. В Древе Познания добра и зла заложено испытание — возможность отделения природы от ее Творца. Понятно, что корень обоих деревьев — один, человек согрешил, съев плод и отделив его от дерева: «Написано об Адаме: И дала также своему мужу с ней, и он ел. Слово “и он ел” рассказывает о его грехе в действии и в мысли: в действии, что он отделил плод от дерева и съел его, нарушая предостережение: “…ибо в день, когда съешь его, смертью умрешь”. Согрешил в мысли, что оторвал и сделал из ветви самостоятельное дерево. Таким образом, он испортил и уничтожил как материальные, так и мыслительный аспекты. Таким образом, слово “и поел” включает в себя порчу как в низких материях, так и в возвышенных…» (рабейну Бехайе).

*

«Сказал раби Элазар: Адам был ростом от земли до небосвода, как сказано: “От дня, когда сотворил Бог человека на земле”» (Хагига 12). Смысл этого высказывания: постижение его разума и уровень его пророческого дара охватывали все мироздание от начальной эманации до конца всего развития материального мира. «Сказал раби Йеуда: Адам был от одного конца мира до другого, как сказано: “От дня, когда сотворил Бог человека на земле, и от края неба до края неба”». Его постижение охватывало мироздание во всем порядке его времен и поколений, со всеми созданиями, которые были в нем.

На этом уровне пророчества и постижения разумом от него требовалось аннулировать все свое бытие и бытие всего мира по отношению к их Источнику и не создавать никакого разделения между собой и Творцом. Начав «вкушать», то есть исследовать и размышлять человеческим разумом, он не только не выполнил того, что было на него возложено, но и усилил в себе и во всем мироздании материальность, природу, барьер между сотворенным и Творцом.

*

В заслугу Адама необходимо помнить, что весь его грех был «во имя Небес». Размышляя обо всех видах зла, существующих в мире, он хотел исправить их тем, что будет отрицать их в своем сознании, и тем самым раскроет славу царства и единства Творца во всех мирах. Но поскольку это не было ему заповедано, и, наоборот, ему было запрещено это исследование и размышление, он согрешил в этом, и поскольку согрешил — продолжил спускаться и вместе со всем мирозданием погрузился в грех.

 

Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…