Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Один из известнейших праведных прозелитов

У римского императора Адриана был племянник по имени Онкелос. Онкелос узнал о Торе Израиля и пожелал присоединиться к еврейскому народу и учить Тору. Но он боялся навлечь на себя гнев своего дяди, императора. Что же придумал Онкелос? Однажды он пришел к императору и сказал ему: «Я хочу заняться торговлей». Император удивился: «Неужели тебе не хватает золота и серебра? Ведь все сокровища империи доступны тебе!» Онкелос ответил: «Я хочу заняться делом, узнать получше мир и людей, а не сидеть все время в четырех стенах, хоть это и царские палаты.

Быть может, есть у тебя, дядя, совет, в какой товар лучше всего вложить свои капиталы, чтобы преуспеть?» Адриан сказал: «Если видишь что-то, что упало в цене, возьми это, ведь в конце концов цена на этот товар снова повысится, и ты много заработаешь».

Онкелос отправился в Землю Израиля, нашел мудрецов Торы и сказал им: «Я хочу учить Тору». Мудрецы ответили: «Тора не удержится в том, кто не обрезан и не является частью еврейского народа». Онкелос сделал себе обрезание и принял иудаизм, и погрузился в учебу, да так, что в конце концов стал мудрецом Торы. Встретили его раби Элиэзер и раби Йеошуа и увидели, что лицо его озарено светом Торы, а он, в свою очередь, задал им множество вопросов, жадно впитывая знания из их уст.

После этого Онкелос вернулся в Рим и предстал перед своим дядей, Адрианом. Император взглянул на него и поразился: «Почему так изменилось твое лицо? Ты стал похож на еврея!» Онкелос ответил: «Я действительно стал евреем. Я сделал обрезание, принял еврейскую веру и учил Тору. И посоветовал мне это ты сам, собственной персоной! Ведь ты же сказал мне брать товар, цена на который сильно понизилась, но потом она должна вырасти. Я обошел все народы, и не нашел народа более униженного и обесцененного, чем евреи. Но в конце концов его ценность несказанно возрастет, как сказал Йешаяу (49:7): “Так сказал Г-сподь, избавитель Израиля, Святой его, презираемому людьми, ненавидимому народами, рабу властелинов: цари увидят и встанут, князья [увидят] и поклонятся”». Услышав это, Адриан в гневе ударил племянника по лицу. Когда его гнев приостыл, он спросил: «Если ты хотел учить Тору, зачем тебе понадобилось еще делать обрезание? Мог бы учиться и без этого». Онкелос ответил: «Необрезанный не может учить Тору, ведь сказано: “Изрекает Он слово Свое Яакову, уставы Свои и законы Свои — Израилю. Не сделал Он такого никакому народу, и законов [Его] не знают они” (Теилим, 147:19-20)». Онкелос вернулся к учебе, а император на время оставил его в покое. Однако через некоторое время, когда его отношения с евреями ухудшились, император решил вернуть племянника, но тот ни в какую не соглашался оставить свою новую жизнь.

В Талмуде (Авода Зара, 11а) рассказывается, что император послал за Онкелосом взвод легионеров, чтобы арестовать его. Но когда те пришли к Онкелосу, тот рассказал им о Торе, о том, насколько она важна для существования мира, и убедил их остаться и принять иудаизм. Император узнал, что его солдаты ушли и не вернулись, потому что приняли сторону его мятежного племянника. Он послал еще один взвод, строго наказав им сразу же привести арестованного к себе, не разговаривая с ним. Солдаты схватили Онкелоса и повели его с собой. По пути он обратился к ним: «Можно задать вам один маленький вопрос? Принято в мире, что мелкий вельможа несет фонарь перед более значительным, чтобы освещать ему путь. А более важному вельможе выпадает честь освещать путь самому императору. Но видели вы когда-нибудь, чтобы царь нес фонарь перед своим слугой?» Солдаты очень удивились. Нет, они никогда такого не видывали. Тогда Онкелос сказал им: «Так было, когда сам Всевышний, Царь царей, вел Своего слугу — народ Израиля — по пустыне, освещая ему путь огненным столбом». Услышав это, солдаты тоже загорелись желанием присоединиться к избранному народу, который находится под опекой самого Всевышнего.

Император, не дождавшись и этих солдат, послал за Онкелосом еще один взвод и на этот раз строго-настрого запретил им вступать с арестованным в какие бы то ни было разговоры. Верные приказу, легионеры без лишних слов схватили Онкелоса и вывели из дома. На выходе он остановился и поцеловал мезузу (пергамент со словами из Торы, помещенный в футляр, который прибивается к дверному косяку). Это действие удивило солдат, и они, забыв о приказе, спросили, что он делает. Онкелос ответил им: «Принято в мире, что царь находится в палатах, а его слуги стоят снаружи и охраняют его. Но Всевышний — Царь царей — сам охраняет Свой народ снаружи!»

…Не дождавшись и третьего взвода, император оставил мысль об аресте Онкелоса.

Будучи выдающимся учеником раби Элиэзера и раби Йеошуа, Онкелос с горечью наблюдал, как падает уровень знаний в народе Израиля, находящемся под властью римлян. Все меньше оставалось людей, способных читать и понимать текст Торы, написанный на святом языке. Тогда Онкелос перевел Пятикнижие на арамейский язык, который был в то время разговорным. Наши мудрецы, благословенной памяти, говорят о нем, что таргум (перевод) Онкелоса был дан на Синае вместе с Торой, но потом позабылся, а Онкелос восстановил его, не добавив ничего от себя (Раши, Кидушин, 49а). И еще говорит Талмуд (Мегила, 3а): «Свой перевод Торы Онкелос-гер (прозелит) получил из уст раби Элиэзера и раби Йеошуа. А когда показал его им, они воскликнули: “Ты прекраснее всех людей, милость источают твои уста; за это благословил тебя Всевышний навеки” (Теилим, 45:3)». И теперь богобоязненные евреи каждую неделю читают таргум Онкелос вместе с еженедельным отрывком Торы.

По книге «Ветвь фамильного древа» («Анаф Эц Авот»)


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…