Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Иерусалим был разрушен только за то, что в нем нарушали субботу. Почему Творец так строго относится к несоблюдающим заповедь?

Служение святого огня

Основной принцип качества святости — возвышение материи на уровень духовной категории, что связано со стихией огня: вознесение материального к духовному. «Ибо огонь — нематериальная вещь, поскольку у него нет материального тела, и потому нематериальную вещь аллегорически называют огнем» (Маараль, Сефер аТиферет). «И когда человек усиливает свои корни в святости, то стихия огня в его сердце возвышает его, чтобы идти по путям Творца, прилепляться к своему Корню. И это горит в нем ярким пламенем, он жаждет Торы и служения, как сказано: “Жаждет Тебя моя душа”, и написано: “О, всякий жаждущий, идите к воде”. И тогда стихия воды в мозгу человека пробуждается и взращивает для него правильный разум, для Торы и служения» (Нефеш аХаим).

Так выглядит человек, освящающийся пламенем служения: «Когда человек освящается святостью своего Творца, то даже его материальные действия становятся святыми в прямом смысле слова. Пример этому — поедание жертвоприношений священниками, что само по себе является повелительной заповедью, и сказали Мудрецы: “Священники едят, а принесшие жертву — получают искупление”. …Еда и питье, которые употребляет святой человек, как будто приносятся на жертвенник… Мудрецы Торы, святые в своих путях и деяниях, подобны Храму и жертвеннику» (Месилат йешарим 26). Такова сущность еды в субботу и заповеди получать наслаждение в этот день.

Постоянный огонь, горящий на жертвеннике, усиливается в святую субботу, поскольку это — огонь святости, корень которого — субботний день.

Возвышенное достоинство этого святого огня убирает огонь качества Суда и не дает ему действовать, поскольку его сущность в корне своем исправляет цель огня Суда. И об этом сказали Мудрецы: «Есть огонь, пожирающий огонь. Он поедает и уничтожает его, поскольку есть огонь, который сильнее огня» (Зоар 1, 50).

Это объясняют так: «Написано (Шмот 35:3): “Не зажигайте огня во всех поселениях ваших в день субботний” — в чем причина? Чтобы не показывать Суд в этот день. А если скажешь: А ведь для Всевышнего поднимается (всесожжение на жертвеннике в огне)? “Во всех ваших поселениях” сказано, а не для Всевышнего. И тот огонь, что поднимается для Всевышнего — для покрытия другого огня поднимается, как мы учили “есть огонь, пожирающий огонь”» (Зоар 2, 89).

Разберемся подробнее. Цель «огня» качества Суда — это очищение человека и мироздания от примесей, от категории зла, и установление и укреплении их в правильном и исправленном порядке. Однако в субботний день святой народ освящается его святостью, и они поднимают и возвышают огнем святости все мироздание — включая его материальный аспект. Эта святость объединяет своим совершенством духовное и материальное, чтобы они вновь прилепились к святому корню реальности. Когда этот святой огонь пылает, нет нужды в огне качества Суда. В корне данного вопроса заложено, что в субботу светит тот «день, что весь суббота», когда зло будет аннулировано в мире, и тогда качество Суда не будет потребно, и все мироздание будет «услащено пламенем милосердия».

«Пожар бывает только в месте, где оскверняется суббота» (Шабат 119)

«Иерусалим был разрушен только за то, что в нем нарушали субботу». «Писание поставило в зависимость разрушение Храма только от нарушения субботы, как сказал Ирмияу (17:21-27): “Так сказал Господь: Берегите души ваши и не носите ноши в день субботний, и не вносите в ворота Йерушалаима. И не выносите ноши из домов ваших в день субботний, и не делайте никакой работы, а святите день субботний, как заповедал Я отцам вашим… А если вы не послушаете Меня в том, чтобы святить день субботний и не носить ноши, входя в ворота Йерушалаима в день субботний, то зажгу Я огонь в воротах его, и пожрет он дворцы Йерушалаима, и не погаснет”» (Рабейну Бехайе).

И объясняет Маараль: «Следует знать, что всякая святая вещь, которая профанируется, как например трума, ставшая ритуально нечистой, должна быть сожжена. И потому мясо жертвоприношений, которое стало негодным, сжигается, и дочь коэна, изменившая мужу, оскверняет своего отца и заслуживает казни огнем. Причина этого в том, что святость уподоблена огню, и потому объекты нижнего мира, материальные, могут присоединиться ко всем стихиям, кроме огня, и как сказали (Сота 14): “За Господом Богом идите… и к Нему прилепляйтесь”… А разве возможно человеку прилепиться к Божественному Присутствию, — ведь написано: “…ибо Господь, Бог твой, — огонь пожирающий”, и поскольку Он — “огонь пожирающий”, Он свят и отделен от всех обитателей нижнего мира, которые не смогут соединиться с огнем. И потому правильно, что святая вещь, потерявшая свою святость, сжигалась в огне. Поэтому, когда люди не соблюдают и оскверняют святой субботний день, подобает, чтобы они получили возмездие пожаром».

Маараль объясняет подробнее: «И еще следует знать, что святая вещь, когда она оскверняется, должна быть судима огнем, вследствие силы и мощи, которые есть у огня, как написано (Дварим 4): “…ибо Господь, Бог твой, — огонь пожирающий, Бог ревнивый”. А святая вещь, вышедшая из своей святости, судится наиболее суровым качеством Суда. И известно знающим Мудрость, что качество Суда внизу — слабое, а качество Суда вверху — суровое, ибо в материальных обитателях нижнего мира нет сурового качества Суда, а святые вещи, обладающие святостью из высшего мира, судятся огнем, он же — суровое качество Суда, ибо нет суровее огня».

Не будет в тебе чуждого бога

«Не зажигайте огня во всех поселениях ваших в день субботний, и даже в теле. А что это за геенна в теле? Это печень, в которой желчь (гнев), которая и есть геенна, смертельный яд чуждого бога, меч ангела смерти… И необходимо не возбуждать печаль и ссору со стороны желчи» (ТикунейЗоар).

Раби Цадок аКоэн разъясняет: «Дело в том, что все три нечистые оболочки: зависть, вожделение и тщеславие, называются “огнем”. К примеру, о зависти и гневе написано: “…и ярость горела в нем”. Они — оболочки Эсава, отбросы Ицхака, который является огнем суровости, относящимся к святости. И о вожделении также сказано (Ошеа 7): “Все они развратничают, как горящая печь…” Это — оболочка Ишмаэля, отбросы святого качества Хеседа (милости), которое персонифицировалось в нашем праотце Аврааме. Относительно любви мы также находим в Песне Песней: “Великие воды не смогут потушить любви… угли ее — угли огня, пламень Господень”. И отбросы, чуждые качества и привязанности, также называются огнем… Это относится и к гордыне, как известно, что огонь поднимается вверх…».

Нам заповедано воздерживаться от зажигания этого огня, в особенности в субботний день: «Все виды огня — ведь все эти три оболочки называются огнем дурного начала в человеке, а также пламя Геенны, которое также есть огонь дурного начала — все они аннулируются в субботу, как написано в Зоаре: “И все виды иного огня сокрыты и спрятаны в день субботы”» (р.Цадок аКоэн). А святой огонь служения горит ярче всего именно в этот святой день.

И даже от гнева, связанного со святостью, следует воздерживаться, как учили нас каббалисты: «Есть определенные дни, когда качества суровости не действуют, и люди не нуждаются в них… тогда не время использовать эти жесткие качества. Например, в субботу, когда мир “услащается” в тайне субботнего наслаждения, и не судят в субботу…» (Томер Двора 2).

«Ибо субботний день должен весь быть в приятстве и милости, в мире и великой любви, ибо даже злодеи в геенне покоятся в субботу. И поэтому выказывать гнев в субботу — двойное преступление. Стих “Не зажигайте огня во всех ваших поселениях в день субботний” — это знак: не зажигайте огонь спора, гнева и ярости» (Шней лухот аБрит).


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…