Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Глава рассказывает о событиях в семье Яакова после того, как он вернулся на родину: «И поселился Яаков в земле Кнаан…» (Берешит, 37:1). Глава описывает отношения между Яаковом и сыновьями и между самими сыновьями Яакова. Именно эта глава содержит знаменитые сны Иосефа, которые он пересказывает отцу и братьям, и историю продажи Иосефа в рабство в Египет братьями, которые были возмущены поведением Иосефа и содержанием его снов. В средней части глава повествует о Иеуде, четвертом сыне Яакова, и о его невестке Тамар, родившей ребенка, дальним потомком которого станет царь Давид. Затем глава возвращается к Иосефу и его службе в доме египетского вельможи Потифара. И снова — широко известный эпизод любовных домогательств жены Потифара, увлекшейся Иосефом. Иосеф отвергает ее и попадает в тюрьму. В тюрьме Иосеф находится вместе с двумя заключенными царедворцами фараона: начальником ви ночерпиев и начальником пекарей. Они пересказывают Иосефу свои сны, и Иосеф истолковывает их. Через три дня сны сбываются в точном соответствии с толкованием Иосефа.

Талмуд в трактате Сота много говорит о том, что за дела человека Б-г платит ему «той же мерой». Пути Б-га — мера за меру. Как это связано с нашей главой? В главе Ваешев много примеров действия этого правила. Когда братья продали Йосефа, они зарезали козленка и окунули разноцветную рубашку Йосефа в его кровь. Эту рубашку они послали своему отцу, Яакову, с просьбой: «Узнай-ка (акэр-на), сына твоего эта одежда или нет?» (Бэрейшит 37, 32). Понятно, какую боль это причинило Яакову...

Инициатором отправки такого «извещения» был Йеуда, главный среди братьев. Интересно, как все возвращается. Йеуда послал отцу рубашку, испачканную кровью, предлагая опознать одежду сына. И в нашей же главе это возвращается к Йеуде: Тамар посылает ему его посох, печать и пояс с тем же самым обращением: акэр-на, узнай-ка, кому принадлежат эти вещи? (Бэрейшит 38, 25). Ой, как тяжело было Йеуде слышать это «узнай-ка»... Второе проявление действия закона «мера за меру» — в тех же двух эпизодах. Мидраш говорит: Йеуда обманул отца, зарезав козлёнка. Он же обещал Тамар козленка, а посох, печать и пояс оставил ей в качестве залога. То есть, говорит мидраш, Йеуда также был обманут «с помощью козлёнка». Талмуд указывает в Танахе ещё много примеров действия этого принципа — это может быть наказание или награда. Шимшон «шел за своими глазами», поэтому филистимляне выкололи ему глаза. Авшалом, сын Давида, гордился своими необыкновенно красивыми волосами. А как он погиб? Во время битвы его сторонников со сторонниками его отца он скакал на муле и вдруг зацепился волосами за дерево и повис между небом и землёй. А мул пошел дальше.

В таком положении его обнаружили, и так он погиб. И награда приходит «мера за меру». Мирьям недолгое время ждала, чтобы узнать, что будет с её братом Моше, когда его, младенца, положили в тростнике на берегу Нила (Шемот 2, 4). А через много лет в пустыне весь еврейский народ ждал Мирьям семь дней, не отправлялся без нее в путь (Бэмидбар 12, 15). Похоронами Яакова занимался его сын Йосеф — он был на тот момент самым главным из братьев (Бэрейшит 50, 1-15). А гроб самого Йосефа нес Моше (Шмот 14, 19), выше которого не было в еврейском народе. Моше нес гроб Йосефа — а самого его похоронил Б-г (Дварим 33, 5, см. комментарии). В чем смысл, почему Б-г ведет мир именно по пути «мера за меру»?

Рав Хаим Шмулевич говорил: чтобы человек мог понять и осмыслить, за что его наказывают. Цель наказания, которое посылает Б-г, — «намекнуть», раскрыть человеку, в чем тот ошибся и что должен исправить. И таков путь человека, который верит и понимает, что всё от Б-га, — попробовать понять, увидеть во всех тяжелых, неприятных событиях, которые с ним происходят, на что намекает ему Б-г. Что он делал нехорошо? Когда «владыка Египта», Йосеф, как описано в следующей главе, начинает обвинять братьев в шпионаже, причинять им страдания без всякой видимой причины, о чем они задумываются? — Почему это произошло...

Как же они поняли смысл этих событий? Бэрейшит 42, 21: «Точно мы виноваты из-за брата нашего; потому что мы видели страдание души его, когда он умолял нас, но мы не послушали; за то и нашло на нас горе ЭТО» — именно это, именно такое. Мы были жестоки к брату, и теперь владыка Египта жесток к нам. Я тоже не раз и не два наблюдал удивительные ситуации «мера за меру» в жизни. И если каждый вспомнит события своей жизни, то наверняка увидит связь между тем, что он делал, и тем, что происходит с ним. Б-г управляет нашей жизнью, но надо открыть глаза, чтобы это увидеть.


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…