Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Невозможно отменить или ограничить изначально заложенные свойства и естественные способности любого творения

О совершенстве наших мудрецов, благословенной памяти, о возвышенности их служения Творцу и о том, сколько скрытых высших сил души они для этого использовали, мы можем узнать из другого повествования Талмуда:

Раби Пинхас бен Яир однажды шел выкупать пленных. На его пути разлилась река Гинай, и мудрец обратился к ней: «Гинай, разверзни свои воды, чтобы я прошел на другой берег!» Река ответила: «Ты исполняешь волю своего Творца, и я исполняю волю своего Творца. У тебя это может получиться (освободить пленных), а может, и нет, а у меня заведомо получается (течь)!» Раби Пинхас ответил: «Если ты не разверзнешь свои воды, я издам о тебе декрет, и твои воды иссохнут навсегда!» И река расступилась перед ним. К берегу подошел человек, который нес пшеничную муку для выпечки мацы на Песах. Раби Пинхас сказал: «Рассеки свои воды и для него, ибо он тоже занят исполнением заповеди!» И река исполнила его слово. За ними шел араб, и раби Пинхас потребовал: «Раздели свои воды и для него, чтобы он не сказал: “Разве так поступают со спутниками?”» И река разверзла воды также и для араба.

Рав Йосеф сказал: «Насколько раби Пинхас более велик, чем Моше и шестьсот тысяч евреев, вышедших из Египта! В их дни воды Красного моря разделились только один раз, а у реки Гинай — трижды!»

Когда Раби услышал, что в город пришел раби Пинхас, то вышел ему навстречу со словами: «Не согласишься ли ты разделить со мной трапезу?» Раби Пинхас согласился. Лицо Раби озарилось радостью, так как раби Пинхас обычно ничего не принимал от других. Но раби Пинхас продолжил: «Однако сейчас я спешу, ибо занят исполнением заповеди выкупа пленных. По возвращении, я зайду к тебе». Когда он вернулся, случилось так, что у входа в дом Раби стояли белые мулы (а нанесенная ими рана не поддается излечению). Раби Пинхас сказал: «В доме этого человека обитает ангел Смерти — неужели я приду к нему на трапезу?!» Узнав об этом, Раби вышел к нему и предложил: «Я их продам!» «Но тогда будет нарушена заповедь: “И перед слепым не ставь преткновения” [42] — не становись причиной того, что согрешит другой!» «Я отпущу их на волю!» — «Но тогда они смогут причинить еще больше вреда!» «Я отрежу им копыта, чтобы они не могли лягаться!» — «Но тогда будет нарушен запрет причинять страдание животным!» «Я умерщвлю их!» — «Но тогда будет нарушен запрет уничтожать имущество!» Раби продолжал упрашивать раби Пинхаса зайти в его дом — и между ними возникла гора. Тогда Раби заплакал и сказал: «Даже при жизни Всевышний помогает праведникам придерживаться своих обычаев, и уж тем более после их смерти!»[43]

Из «беседы» раби Пинхаса с рекой Гинай мы видим, насколько трудно изменить действие законов природы. Об этом подробно говорилось на одном из прошлых уроков [44]. Тогда мы объяснили, что невозможно отменить или ограничить изначально заложенные свойства и естественные способности любого творения. Ведь, следуя своей природе, все элементы мироздания исполняют тем самым волю Творца, Который при сотворении мира пожелал видеть их именно такими. Силы и права любого творения всегда остаются такими, каковы ему положены по закону, которому Творец пожелал подчинить мир. Однако, кроме этих законов, существует также заложенная в мир при сотворении высшая сила, позволяющая праведнику подчинить природу своей воле. Возвышая свою душу и приближаясь к Всевышнему, постигая высшие законы мироздания, он может изменить силы природы и подчинить их своей воле. При сотворении в мироздание был заложен порядок, в соответствии с которым высшие силы движут низшими, являясь для них причинами, — поэтому природа вынуждена подчиниться воле праведника. Но это возможно лишь с определенными ограничениями, также заложенными в мир при сотворении, наряду с возможностями, дарованными святым праведникам. Поэтому раби Пинхас бен Яир и предупредил реку Гинай: «Я вынесу в отношении тебя декрет, и твои воды иссохнут…» Однако следует помнить, что изменяя законы природы, праведник вторгается в тайны мироздания, а утруждать Творца без необходимости — запрещено. Мы знаем это из произошедшего с сыном раби Йоси из Юкрата [45], который был сурово наказан за то, что вынудил Творца дать плоды инжира не вовремя[46]. Праведнику придется отвечать за свои действия, однако природа все же вынуждена ему подчиниться и исполнить его требования.

Кроме того, мы узнаем о величайшей значимости заповедей, определяющих отношение к ближнему: как далеко простираются их требования и насколько каждый обязан руководствоваться ими. Ведь раби Пинхас бен Яир изменил порядок мироздания только из-за того, что «так поступают со спутниками!»

Продолжение этого рассказа показывает нам невероятную твердость духа наших мудрецов. Уже после того как раби Пинхас бен Яир согласился разделить трапезу с Раби, он, подойдя к его дому и заметив там белых мулов, незамедлительно изменил свое решение. Из-за небольшого преткновения он отверг все предложения Раби, Главы Израиля. Как раби Пинхас бен Яир смог столь категорично отказаться стать желанным гостем Раби — человека, в своей святости избегавшего наслаждения в этом мире даже на мизинец [47]?

А Раби не только не разгневался на раби Пинхаса, но, наоборот, именно категоричность его отказа показала ему величие и возвышенность раби Пинхаса и огромную дистанцию между ними. И, чуждый гордыни, Раби заплакал, увидев, сколь велик раби Пинхас по сравнению с ним самим.

Это и означают слова Талмуда о том, что «между ними возникла гора». Когда раби Пинхас отказался исполнить его желание — а простой человек по своей природе не смог бы этого сделать — Раби увидел в этом признак его величия. Он почувствовал, что различие их уровней столь же непреодолимо, как возникшая между ними гора.

Если мы задумаемся над этим рассказом, то поразимся силе и твердости духа, необходимым человеку, чтобы в подобном положении настоять на своем. Удивительно! Великий мудрец, Глава Израиля, приглашает гостя на трапезу, упрашивает его и изначально принимает все его возможные требования. Как раби Пинхас смог проявить такое упорство и отказать Раби во всех его просьбах? Может ли человек быть столь тверд — в особенности такой праведник, как раби Пинхас бен Яир, сердце которого так отзывчиво и преисполнено любви к каждому? Несомненно, для этого Б-г должен наделить человека особой силой воли и неописуемой твердостью духа! Увидев в святом Раби мельчайший недостаток, раби Пинхас принял решение и неуклонно ему следовал.

Мы встречаем людей, которые впустую растрачивают свое время и силы только на то, чтобы угодить окружающим. Они так поступают не потому, что это нужно другим или полезно им самим. Их поступки определяются только тем, что им трудно отстоять свои мнения и взгляды, когда окружение требует иного. И Раби, после всех своих просьб, осознал величие раби Пинхаса и не огорчился, а наоборот, понял, насколько ниже его собственный уровень. А раз так, разве нас не должно поразить величие души святого Раби? Сколь велик и возвышен человек, способный в такой ситуации осознать и признать истину! И сколь велик и возвышен раби Пинхас бен Яир, который даже перед величием Раби неуклонно следовал своему решению!

[42] Ваикра 19:14.

[43] Хулин 7а.

[44] См. Шиурей Даат, «Ибо все, на Небесах и на земле», часть 3.

[45] См. Шиурей Даат, «Мудрость, Понимание и Знание».

[46] Таанит 23а.

[47] Ктубот 104а.

Редакция благодарит рава Хаима Бурштейна за любезное разрешение на публикацию


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…