Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Порой человек завидует ближнему по причине того, что Б-г наделил его богатством и во всех его деяниях — успех. И поэтому он завидует ему. И уже зависть перерастает в ненависть.

Глава 3. В которой будут разъяснены причины, из-за которых разгорается беспочвенная ненависть

А теперь разъясним по порядку те причины, из-за которых люди ненавидят других. Их немного, и перечислим их по порядку. Первой же из них является зависть, которая зарождается по следующим поводам:

  1. Порой человек завидует ближнему по причине того, что Б-г наделил его богатством и во всех его деяниях — успех. И поэтому он завидует ему. И уже зависть перерастает в ненависть.
  2. А иногда коллеги завидуют мастеру, превзошедшему их в своём мастерстве и через это ставшему известным. И они начинают ненавидеть его, считая, что он оттягивает к себе их клиентов И этим портит их заработок.
  3. Кого-то уважают больше, чем его, и это причиняет ему боль. Он стремится снискать такое же уважение окружающих, но почет «избегает» его, а то и находит вместо почета позор. И из-за этого он полностью ненавидит ближнего, которому оказывают уважение.
  4. Порой некто известен всем, как человек исключительных душевных и моральных качеств, и, хотя другой и знает за собой, что ему далеко до уровня этого человека, всё же такова человеческая природа, что он завидует успеху и достижениям другого.

Все подобные ситуации влекут за собой беспричинную ненависть одного человека по отношению к другому, но сейчас я покажу, что все эти причины — в основе своей лживы, и вообще не могут служить оправданиями для ненависти ближнего.

Что касается первого повода, а именно, зависти чужому богатству, — ведь известно, что Всевышний дарует богатство двум типам людей: или тем, кто милосерд и мягкосердечен, и такие наверняка используют полученное богатство, чтобы помогать нуждающимся и беднякам. Они как казначеи сокровищницы Творца, помогают неимущим, и это, безусловно, богатство во благо его владельцу. А порой богатством одаряется тот, кто своими многими прегрешениями заслужил суровую кару, но, вместе с тем, совершил и что-то богоугодное (заповедь). И такому Всевышний посылает богатство, как оплату за те немногие заповеди, что тот исполнил, чтобы лишить злодея награды в мире грядущем. И тогда это богатство во вред владеющему им, и в конце концов оно сгинет, не оставив следа. Обдумав всё это, человек должен понять, что глупо завидовать и ненавидеть ближнего из-за того, что тот богат. Потому что получить богатство по-хорошему, как видно, он не удостаивается, и это потому, что, скорее всего, он не стал бы помогать бедным подобающим образом. А, с другой стороны, как возможно завидовать человеку, который «поедает» свой грядущий мир в этом проходящем мире и которому дают богатство в этом мире в качестве расплаты с ним за немногие добрые дела его, разве бы обрадовало человека такое богатство? И как сказали наши мудрецы в трактате Авот (4:17): «Лучше час благоденствия в Мире Грядущем, нежели вся жизнь в достатке в мире этом». Таким образом, как мы увидели, нет причины ненавидеть богача за то, что он богат.

Что же до второго повода, когда один ненавидит другого за то, что тот более умел и, поэтому, он думает, что происходит отток заказчиков от него к умельцу, — об этом уже высказались наши мудрецы (тр. Йома 38б): «Человек не способен дотронуться до уготованного другому даже на толщину волоса»; и то, что человеку полагается заработать, трудясь, он заработает без напряжения и страданий, так как то, что предопределено получить одному от Всевышнего, никто другой у него не в состоянии забрать. Если человек будет таким образом воспринимать данную ситуацию, он наверняка перестанет ненавидеть ближнего.

О третьем поводе, когда ненависть иногда продиктована тем, что другой пользуется бо́льшим уважением. Каждый должен знать, что этому человеку полагается весь этот почет, как написано: «чтящего Меня — чтить буду» (Шмуэль 1, 2:30), и, таким образом, если бы не уважение свыше, то этот человек не был бы уважаем и людьми. Теперь же, когда тот заслужил уважения с небес, невозможно лишить его этого уважения, а тот, кто попытается сделать это, будет опозорен сам в той же мере, в какой хотел унизить ближнего.

И четвёртый повод, когда человек ненавидит другого за то, что моральные и душевные качества того — возвышеннее, совершеннее, — это несусветная глупость: чем провинился обладатель таких качеств, если Всевышний пожелал одарить его ими?! И ведь, безусловно, эти качества у их носителя — свыше, и, таким образом, нет ни малейшей причины ненавидеть его!

В итоге, мы разобрали все четыре причины, упомянутые в начале, и увидели, что, если ненавидящий вдумается во все перечисленные возражения, если он доверяет нашим мудрецам, он поймёт, что все его доводы в пользу этой ненависти — пустой звук, и нет никакой настоящей причины ненавидеть своего ближнего.


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…