Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Сущность молитвы выражается в обращении к Царю. Мы должны ощущать себя рабами Творца.

«Мужи Великого собрания установили для Израиля благословения и молитвы, освящения и разделения» (Брахот 33). По мнению Рамбана, речь идет о самой обязанности молитвы. В соответствии с подходом Рамбама, здесь говорится о тексте молитв и установке деталей и тонкостей заповеди молитвы. В любом случае, молитва установлена как служение Царства (сфиры Малхут). Отсюда, из нижних миров, из глубины желания евреев и из сознания святых, что среди них, пробивается молитва и предстает в своем совершенстве. С этой точки зрения мы начинаем объяснение смысла данной главы.

«Каким образом человек может приучить себя к качеству Малхут?… Следует всегда считать себя бедняком, стоящим перед Всевышним как нищий, просящий и умоляющий… И нужно смирять свое сердце, особенно во время молитв, поскольку это весьма способствует тому, чтобы молитва была принята» (Томер Двора).

***

Молитва есть служение Царю. Глубинная суть этого утверждения станет ясна нам позже. Сейчас же мы попытаемя понять его простой смысл.

Акт служения в предстоянии перед Царем

«Каков душевный настрой молящегося? Он должен освободить свое сердце от всех мыслей и представить себе, как будто он стоит перед Шехиной (Б-жественным Присутствием)» (Рамбам, Законы молитвы 4:16). Раби Хаим из Бриска объясняет, что представление себя как стоящего перед царем есть часть самого акта молитвы, и в его отсутствие молитва не засчитывается. Ведь молитва называется «служением в сердце», и главное в ней — внутренний настрой. Но если мы находим, что обязательная интенция в акте молитвы — это представление себя «стоящим перед царем», то выходит, что стих «и служить Ему всем вашим сердцем», который толкуется в Псикте как «интенция в молитве», прямо указывает, что акт предстояния человека перед Творцом как раба перед царем и есть акт молитвы. Можно понять, что именно в этом глубокий смысл слов раби Моше Кордоверо, который говорит о служении, заключающемся в «представить себя», «поставить себя», что это само по себе и есть служение в сфире Малхут.

Такой душевный настрой — «предстояние перед Царем» — мы обсуждали выше, в первом размышлении. Так должно стоять следствие перед своей Причиной. Предстоять как недостающий, как тот, у кого нет ничего от себя, во всем зависимый от воли Творца. В этом и заключается секрет того, что такая молитва будет принята, как сказано в Томер Двора.

Близость раба к господину

«И представить себе, как будто он стоит перед Шехиной (Б-жественным Присутствием». Шехина — это имя, выражающее сущность связи Общины Израиля с ее Творцом. Он пребывает (шохен) с ними, пребывает среди них в отношении близости и связи. А отношение Творца к молящемуся может быть разным: «Красивую притчу произнес на эту тему Рашби, говоря о тех, кто молится Всевышнему. Так сказал он: “Есть тот, кто подобен рабу, который не очень любим царем, и из-за спины царя подает он голос, дабы попросить у него что-либо. Царь прикажет, чтобы выполнили просьбу раба, однако не повернется к нему лицом и не взглянет на него. А есть раб, который любим царем, и царь приветливо примет его, и будет смотреть на него и говорить с ним, сколько потребуется” (Даат Твунот 158)».

Сущность Малхута — это отношение, цель которого близость Царя к воцаряющим его. Молитва имеет особое место в этом отношении близости раба к своему Господину.

Вельможа — и раб

«История о раби Ханине бен Досе, который пришел учить Тору у раби Йоханана бен Заккая. Случилось, что захворал сын раби Йоханана бен Заккая. Сказал раби — Ханина: Сын мой, попроси о милосердии к нему, чтобы остался в живых. Уронил Ханина голову на колени. Молил, прося милосердия, — и сын учителя выжил. Сказал раби Йоханан бен Заккай. Если бы сам бен Заккай хоть целый день сидел, уткнув голову в колени, не вняли бы ему небеса. Спросила его жена: “Неужели Ханина более велик?” Ответил ей: “Нет, но Ханина подобен рабу перед лицом царя, я же подобен вельможе”. (Брахот 34)». «Подобен рабу: домочадцу, который входит и выходит без разрешения» (Раши).


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.

Недельная глава Беар—Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Бехукотай

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.

Избранные комментарии на главу Бехукотай

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.

Недельная глава Бехукотай

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Если на пути к Торе еврей собирает все свои силы, то у него открывается второе дыхание и он обретает новые силы! Если человек делает все от него зависящее на Земле, то открываются Небеса и спускается манна. Если, несмотря на тьму, еврей стремится к свету, то Небеса освещают его путь к Торе…